Расследование уголовных дел, возбужденных по фактам нарушения правил безопасности при организации отдыха детей в Московской области

Одним из важных и приоритетных направлений деятельности государственных органов Российской Федерации является обеспечения безопасности детей, находящихся в образовательных, спортивных и иных социальных учреждения. Техническое состояние зданий, пожарная безопасность, безопасная организация отдыха детей, в том числе и на воде и многое другое, связанное с их пребыванием в данных местах, должно быть под постоянным наблюдением и контролем со стороны соответствующих структур и должностных лиц. Ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей такими лицами могут влечь причинение вреда здоровью несовершеннолетних, в том числе тяжкого, а иногда и их гибель. 
Такие случаи могут иметь уголовно-правовые последствия, в том числе с привлечением виновных лиц к ответственности по ч. 2 и 3 ст. 109, ст. 293, ч. 2 ст. 118, ст. 125 УК РФ, что в соответствии со ст. 151 и ч. 4 ст. 150 УПК РФ должно или может быть передано для организации расследования органам Следственного комитета Российской Федерации.
Проблема качественного и своевременного расследования уголовных дел данных категорий является актуальной для Московской области в связи с большим количеством детских спортивных и оздоровительных учреждений, расположенных на её территории и большим количеством детей, посещающих их. 
 Руководители следственных отделов должны внимательно относится ко всем сообщениям о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности при организации отдыха детей, а при получении сообщений о гибели ребенка они обязаны не только организовать, но и, учитывая широкий общественный резонанс, который вызывает каждый такой случай, возглавить следственно-оперативную группу. 
При этом следует учитывать, что в соответствии с положением абзаца 13 п. 1.2 приказа Председателя Следственного комитета от 04.05.2011 №76 «О порядке предоставления в системе Следственного комитета Российской Федерации специальных донесений и иной информации о преступлениях и чрезвычайных происшествиях» требуется незамедлительно сообщать в центральный аппарат Следственного комитета сведения о преступлениях и происшествиях, которые вызвали широкий общественный резонанс.
В соответствии с указанием Председателя Следственного комитета от 16.03.2010 №2/206 «О введении специализации следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по расследованию преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних», руководитель следственного органа обязан лично контролировать ход расследования таких преступлений.
При проверке сообщения о преступлении, связанном с организацией отдыха детей, подлежат установлению:
1. Место, точное время и обстоятельства происшествия;
2. Личность потерпевшего (возраст, характер его взаимоотношений с другими детьми и педагогами).
3. Характер и тяжесть наступивших последствий;
4. Характер мероприятия, при проведении которого пострадал ребенок. Соблюдение правил его проведения.
5. Лицо (лиц), ответственное за проведение мероприятия и контроль над поведением детей во время мероприятия. Образование данного лица, наличие у него педагогического опыта. Чем были предусмотрены его обязанности (договором или нормативно-правовым актом). 
6. Что стало причиной несчастного случая. Существует ли причинно-следственная связь между произошедшим событием и наступившими последствиями.
7. Какими нормативными актами регламентируется работа данного социального учреждения в целом и отдельно того мероприятия при котором пострадал ребенок. Как соблюдались требования этих документов. 
8. Каковы результаты расследования несчастного случая, если оно проводилось специальной комиссией.
При установлении вышеуказанных обстоятельств необходимо учитывать, что с 2010 года за организацию отдыха детей отвечают муниципалитеты, на территории которых находятся социальные учреждения. Ими определяются уполномоченные организации, которые отвечают за организацию детского отдыха. Ими являются исполнительные органы системы образования, социальной защиты и по работе с молодежью.
Особенностью правового регулирования данной сферы в настоящее время является наличие правовых актов, принятых ещё при СССР, и которые продолжают действовать в части не противоречащей принятым актам Российской Федерации. К ним, в числе прочего, относятся: Положение о детском оздоровительном лагере, утвержденное постановлением Секретариата ВЦСПС от 11.05.1990 №7-21; Типовое положение о ведомственном специализированном санаторном лагере круглогодичного действия, утвержденное постановлением Секретариата ВЦСПС от 24.07.1989 №15-42; Приказ Гособразования СССР от 01.10.1990 №639 «О введении в действие Положения о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР. Готовится к принятию постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении типового положения о детском оздоровительном лагере».
Вот типовой перечень документов, необходимых для функционирования детского оздоровительного лагеря:
1. Свидетельство о государственной регистрации;
2. Устав или положение о структурном подразделении – загородном стационарном детским оздоровительном лагере;
3. Акт приемки лагеря;
4. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии учреждения следующим действующим санитарным правилам и нормам.
Важной частью проверки является своевременный осмотр места происшествия.  Он необходим и в случае если материалы о происшествии переданы в следственный отдел спустя какое-то время после происшествия, после расследования несчастного случая специальной комиссией, которая осуществляет свою деятельность без соблюдения требований уголовно-процессуального законодательства. 
При ОМП, помимо общих обязательных действий, надо уделить внимание следам, говорящим о возможном сокрытии действительных обстоятельств происшествия. 
При несчастном случае на воде надо учитывать требования, которые предъявляются к водоемам, отведенным для купания. Согласно СанПиН 2.4.4.1204-03 максимальная глубина открытых водоемов в местах купания детей должна оставлять от 0,7 до 1,3 м, граница поверхности воды, предназначенная для купания, обозначается яркими, хорошо видимыми плавучими сигналами. Дно водоема должно быть свободно от тины, водорослей, коряг, острых камней. На берегу должны быть установлены навесы от солнца, скамейки, душевые кабины, кабины для переодевания, уборные. Все это должно быть отражено в протоколе ОМП максимально точно. В дальнейшем должны быть решены вопросы не только привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, но и внесения представления для устранения обстоятельств, способствовавших совершению преступления. 
При проверке, проводимой следователем в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ должны быть опрошены члены комиссии, проводившей расследование несчастного случая. В частности, перед руководителем комиссии должны быть поставлены все те вопросы, ответы на которые необходимы для принятия решения по материалу проверки. Материалы, произведенного комиссией расследования, должны быть изучены следователем, а в дальнейшем осмотрены и приобщены к материалам уголовного дела.
Указанная комиссия в обязательном порядке организуется при несчастном случае руководителем учреждения в соответствии с вышеуказанным Положением о расследовании и учете несчастных случаев. Данным документом подробно регламентирован порядок создания, состав и работа комиссии. (Приказ Гособразования СССР от 01.10.1990 №639 «О введении в действие Положения о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР – в Приложении № 1 к данному пособию).
При расследовании преступлений указанных категорий следователю необходимо установить следующие обстоятельства:
1. Какие конкретно обязанности были возложены на должностное лицо, которому вменяется в вину их неисполнение или ненадлежащее исполнение. Как они были возложены (ознакомление лица с приказом, должностной инструкцией, условиями трудового договора и т.д.). Состав преступления образуют только те действия, которые входили в круг обязанностей должностного лица.
2. Какие из возложенных на должностное лицо обязанностей им не исполнены или исполнены ненадлежащим образом.
3. Имело ли должностное лицо реальную возможность для исполнения (надлежащего исполнения) своих обязанностей. Здесь необходимо иметь в виду, что неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностным лицом своих обязанностей может быть вызвано объективными и субъективными факторами. Наличие возможности означает, что лицо могло исполнить свои обязанности при конкретных внешних условиях (объективная возможность), и имело к этому необходимый уровень подготовки, состояние здоровья и т.д. (субъективная возможность). Состав образуется только при наличии реальной возможности. 
При производстве предварительного следствия по уголовным делам о нарушении профессиональных правил, связанных с организацией отдыха детей, типовыми являются выемка, изучение и осмотр  таких документов как должностные инструкции с подписью об ознакомлении, правила техники безопасности, путевки, медицинские справки формы 079/у, санаторно-курортные карты, приказы о назначении на должность и т.д. При последующем осмотре этих документов следователю необходимо обращать внимание на их реквизиты (даты, подписи), внешний вид (не являются ли они сфальсифицированными).
Типовыми также являются допросы потерпевших, очевидцев и иных свидетелей, представителей администрации и лиц, отвечающих за соблюдение правил безопасности. Их следует проводить как можно быстрее, так как в их показаниях чаще всего содержаться важные фактические данные, особенно для начального этапа расследования. 
При допросе потерпевших всегда должны выясняться следующие обстоятельства: что предшествовало происшествию; каково было состояние его здоровья; не страдает ли он какими-нибудь физическими недостатками (плохое зрение, слух и т.д.); в каком состоянии находился объект, на котором произошло происшествие; в каком состоянии были средства защиты от нештатных ситуаций; как развивалось само событие; каковы причины происшествия (по его мнению).
Очевидцы происшествия должны быть допрошены по следующим обстоятельствам: их местонахождение в момент происшествия; о наблюдаемых обстоятельствах и непосредственных причинах несчастного случая (по их мнению); о личностях потерпевших и их взаимоотношения с ними; об их действиях до, во время и после происшествия.
Затем целесообразно допросить руководителей учреждения в котором произошел несчастный случай. У них нужно выяснить: чем регламентирован отдых детей и какова была его организация в соответствии с этими документами; какие правила безопасности должны применятся при данном мероприятии; кем проводилось мероприятие с участием пострадавшего; обладал ли данный сотрудник необходимым педагогическим опытом и практическими навыками; кем разработаны и утверждены правила безопасности при проведении мероприятий; когда, кем и каким образом с ними ознакомлены работники учреждения; как соблюдались указанные правила; кто отвечал за их выполнение, если они нарушены, то вследствие чего и т.д.
Лица, отвечающие за соблюдение правил безопасности, должны быть допрошены после получения представления о сути происшедшего. У них выясняется: как проводилось обучение правилам безопасности; проходило ли данное лицо обучение этим правилам; как было организовано соблюдение правил безопасности при проведении мероприятия, при котором произошел несчастный случай и т.д.
 По данной категории дел должны быть допрошены работники Роспотребнадзора, осуществляющие вневедомственный контроль над соблюдением правил безопасности. Они могут охарактеризовать обстоятельства, связанные с конкретным несчастным случаем, а также о состоянии охраны безопасного отдыха детей и об имевшихся прежде нарушениях в данном учреждении, о мерах по их устранению, и иным вопросам.
У работников бухгалтерии могут быть получены сведения о средствах, выделенных на обеспечение безопасного отдыха детей и об их расходовании.
Должны быть назначены необходимые судебные экспертизы, в том числе судебно-медицинская экспертиза трупа и живых лиц по полученным при происшествии повреждениям. В отдельных случаях может быть назначена судебно-техническая экспертиза по вопросам соблюдения правил техники безопасности.
Особенностью вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого является то, что следователь не может ограничиваться общими фразами, о том, что обвиняемый «ненадлежащее исполнял свои профессиональные обязанности» или «халатно отнесся к службе». Если обвиняемый является должностным лицом, то в постановлении о привлечении этого лица в качестве обвиняемого должна быть ссылка на соответствующий нормативный акт. Например: «По настоящему уголовному делу собраны достаточные доказательства, дающие основания для предъявления обвинения Иванову Ивану Ивановичу в том, что он, будучи назначенным постановлением от 00.00.00 года №000 главы администрации муниципального образования «Город Энск» Энской области на должность директора муниципального учреждения города Энска – «Средняя общеобразовательная школа №0», т.е. являясь должностным лицом, обладающим организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, ненадлежащее исполнял свои обязанности вследствие недобросовестного отношения к службе, что повлекло по неосторожности смерть человека. Преступление было совершено при следующих обстоятельствах…».
Если обвиняемый не является должностным лицом, то начало описательной части, может быть, такое: «По настоящему уголовному делу собраны достаточные доказательства, дающие основания для предъявления обвинения Иванову Ивану Ивановичу в том, что он, будучи назначенным приказом от 00.00.00 №00 директора муниципального образовательного учреждения города Энска «Средняя образовательная школа №0» на должность преподавателя физической культуры, по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей причинил смерть другому человеку. Преступление было совершено при следующих обстоятельствах…».
Далее следователь должен изложить обстоятельства преступления, так как они установлены следствием, и, сослаться на нормативные акты, регламентировавшие действия обвиняемого, требования которых нарушил виновный.
При допросе обвиняемого должно быть выяснено: наличие специального образования и стажа работы по данной специальности; должность, которую он занимал на момент происшествия; какими нормативными актами обязан был руководствоваться при исполнении служебных обязанностей; какими нормативными актами предусмотрены требования к безопасному проведению мероприятия, в процессе которого произошел несчастный случай; знаком ли обвиняемый с содержанием этих нормативных актов; в чем по его мнению, заключаются причины несчастного случая; признает ли обвиняемый свою вину в нарушении профессиональных правил, и т.д..
Все доводы, представленные обвиняемым в свою защиту, должны быть проверены. 
По делу в обязательном порядке должны быть назначены все необходимые экспертизы, для разрешения вопросов, например о причинах пожара, техническом состоянии оборудования или спортивного инвентаря и т.д. Если лицо, которое впоследствии может стать обвиняемым, имеет в настоящее время статус свидетеля, то при назначении всех экспертиз, его следует ознакомить с постановлениями об их назначении. При этом в протоколе допроса данного свидетеля  делается отметка об этом. Следователь также должен задать вопросы, соответствующие п.п. 1 – 6 ч. 1 ст. 198 УПК РФ и разъяснить допрашиваемому его право пользоваться помощью адвоката. Выполнение этой рекомендации позволит избежать возможного затягивания процессуальных сроков в том случае, если обвиняемый заявит обоснованное ходатайство о назначении дополнительной или повторной экспертизы.
При проведении допросов несовершеннолетних и при их подготовке следует помнить, что согласно Указанию Следственного комитета от 16.03.2010 № 2/206 «О введении специализации следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по расследованию преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних» требуется организовывать тщательную подготовку к процессуальным действиям с участием несовершеннолетних, исключив случаи необоснованного неоднократного производства с ними одних и тех же следственных действий.
Готовясь к допросу необходимо продумать заранее круг вопросов и состав его участников. Согласно ч. 1 ст. 191 УПК РФ в допросе малолетнего свидетеля должен принимать участие педагог. Лучше, если это будет педагог имеющий контакт с данным ребенком. Однако если есть обоснованные сомнения в том, что у данного сотрудника сложились неприязненные отношения с допрашиваемым или он может способствовать даче ребенком ложных показаний, необходимо исключить его участие в следственном действии. 
Желательно приглашать педагога имеющего психологическое образование. Это поможет избежать возможных осложнений при допросе. Психолог поможет следователю скорректировать формулировки вопросов следователя для их адекватного восприятия ребенком. Психолог может подсказать тактику поведения при допросе, помочь создать неофициальную атмосферу, сгладить возможное состояние скованности, настороженности, недоверия ребенка. 
Если в учебных заведениях, расположенных на территории, где находится следственный орган, таких работников не имеется, то следователю надлежит решить вопрос о приглашении психолога, работающего в аппарате уполномоченного по правам ребенка или неправительственных организациях, целью которых является оказание помощи детям, которые оказались жертвами преступлений. Если психолог не имеет педагогического образования, то его участие в следственном действии оформляется в соответствии со ст. 168 УПК РФ. На том же основании, при необходимости, может быть приглашен для участия в допросе врач-психиатр. 
Для достижения максимального психологического контакта с малолетним ребенком допрос его следует производить в месте, являющимся для него наиболее знакомым и дружественным (школа, дом и т.п.). 
Допрос же несовершеннолетних от 14 лет целесообразно проводить в кабинете следователя. Официальная обстановка в сочетании с разъяснением следователя о необходимости говорить правду, подчеркнет важность происходящего и настроит на дачу объективных и полных показаний.
Психологическому контакту также будет способствовать правильно спланированное рабочее время следователя, благодаря чему ребенок не будет ожидать вызова на допрос под дверью кабинета следователя.
Продолжительность допроса несовершеннолетнего свидетеля процессуальным законодательством не устанавливается. Таким образом, по общему правилу, согласно ч. 2 ст. 187 УПК РФ он не может длиться непрерывно более 4 часов. На практике это вопрос решается по аналогии с проведением допроса в отношении несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, по ч. 1 ст. 425 УПК РФ, длительность которого без перерыва составляет более 2 часов, а в общей сложности не более 4 часов в день.
 При подготовке к допросу малолетнего потерпевшего или свидетеля целесообразно составить план и продумать формулировки вопросов. Они должны быть понятны и недвусмысленны.
Вызов на допрос малолетнего особый и установлен ч. 4 ст. 188 УПК РФ. Он осуществляется через законных представителей или администрацию учебного заведения. Допустим и «иной порядок», если это вызвано обстоятельствами уголовного дела, например, если вызов через законных представителей может воспрепятствовать получению правдивых показаний. В таких случаях могут применяться такие способы, как вызов по телефону, личное вручение повестки и т.д. 
Процессуальный порядок допроса несовершеннолетних не отличается от порядка допроса взрослых, за исключение того, что потерпевшие, не достигшие 16-летнего возраста, не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении процессуальных прав несовершеннолетнему потерпевшему следователь указывает им на необходимость говорить правду в соответствии с ч. 2 ст. 191 УПК РФ.
Перед началом следственного действия следователь обязательно должен представиться ребенку, объяснить ему цель допроса, убедить его в своей доброжелательности, разъяснить, что от полноты и точности информации, полученной от потерпевшего, зависит успешность розыска, изобличения и наказания его обидчика.
При допросе, следователь должен убедиться в том, что ребенок правильно понимает существо вопроса, и в случае необходимости поменять его формулировку. 
Если малолетний допрашиваемый уклоняется от дачи показаний или дает заведомо ложные показания, то следователю надлежит выяснить причины такого поведения, после чего продумать тактические приемы (всегда в форме убеждения!), направленные на преодоление такого поведения.
В случае двусмысленности показаний следователь должен воспроизвести ответ допрашиваемого и убедиться, что правильно его понял, и, только после этого, заносить его в протокол.
Для фиксации показаний малолетнего потерпевшего необходимо применять видеозапись. Это позволит воспроизводить не только смысловое содержание показаний, но и особенности интонации, жестикуляцию и мимику. Это также позволит во многих случаях не проводить повторного допроса, а также очной ставки между потерпевшим и подозреваемым.
Очные ставки детей-потерпевших с подозреваемыми (обвиняемыми) следует проводить только в исключительных случаях, предварительно выясняя у них, а также у психологов моральную готовность к данному следственному действию.
Согласно требованиям ч. 2 ст. 73 УПК РФ  при расследовании необходимо выявить обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. В случае их выявления, в соответствии с ч. 2 ст.158 УПК РФ, следователь должен внести в соответствующую организацию или должностному лицу представление о принятии мер по их устранению.
В работе по расследованию дел данной категории, предлагаем использовать следующие, представленные ниже документы, ссылки на которые даны в тексте данного методического пособия.


СЕКРЕТАРИАТ ВСЕСОЮЗНОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 мая 1990 г. N 7-21
 
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
 
Утвердить согласованное с Государственным комитетом СССР по народному образованию, Центральным Комитетом ВЛКСМ и Центральным Советом Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина Положение о детском оздоровительном лагере (прилагается).
 
Секретарь ВЦСПС
В.М.МИШИН
 
 
 
 
 
Приложение
к Постановлению Всесоюзного
Центрального Совета
Профессиональных Союзов
от 11 мая 1990 г. N 7-21
 
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
 
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
1.1. Детский оздоровительный лагерь <*> является внешкольным учреждением учащихся в возрасте от 6 до 14 лет.
--------------------------------
<*> В последующем именуется лагерь.
 
1.2. Лагерь находится на балансе предприятия (объединения), учреждения, организации, кооператива, учебного заведения <**> и в соответствии с действующим порядком передается в бесплатное пользование профсоюзному комитету. Арендованные предприятием здания, помещения и сооружения, предназначенные для лагеря, также передаются в бесплатное пользование профсоюзному комитету.
--------------------------------
<**> Предприятия (объединения), в том числе совместные предприятия, учреждения, организации, колхозы, другие кооперативы, иные хозяйственные организации с различными формами собственности, учебные заведения в дальнейшем именуются "предприятие".
 
1.3. Лагерь может быть создан на условиях кооперирования средств несколькими предприятиями и профсоюзными организациями.
1.4. Лагерь может быть создан кооперативом на условиях договора с советом, комитетом профсоюзов, подведомственными профсоюзам учреждением, организацией и предприятием.
 
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
2.1. Лагерь размещается, как правило, за городом, организуется на стационарной базе, а также в помещениях пансионатов, баз и домов отдыха, санаториев-профилакториев, туристских учреждений, школ, других приспособленных помещениях. Лагерь может быть организован в палатках, на речных и морских судах.
2.2. Сроки оздоровления детей в лагере определяются профсоюзным комитетом с учетом рекомендаций органов здравоохранения, природно-климатических условий и составляют в период летних каникул 21 - 26 дней, в период осенних каникул - 7 - 8 дней, в период зимних каникул - 8 - 10 дней, в период весенних каникул - 10 - 12 дней. Санаторная смена организуется с учетом рекомендаций Министерства здравоохранения СССР.
2.3. В лагере с учетом возраста и интересов детей создаются отряды, группы и другие объединения <*>. Численность отряда школьников в возрасте от 10 до 14 лет составляет не более 30 человек, в возрасте от 6 до 9 лет - 25 человек.
--------------------------------
<*> В последующем именуются "отряд".
 
2.4. Основными задачами лагеря являются духовное развитие детей, оздоровление, отдых.
Содержание, формы и методы работы определяются педагогическим коллективом лагеря на принципах гуманности и демократии, развития национальных и культурно-исторических традиций, инициативы и самодеятельности с учетом интересов детей. В лагере должны быть созданы благоприятные возможности для привлечения всех школьников к занятиям физической культурой и спортом, туризмом, природоохранной работы, расширения и углубления знаний об окружающем мире, развития творческих способностей детей, организации общественно полезного труда. С учетом пожеланий детей и родителей могут быть организованы профильные отряды, смены, лагеря, а также разновозрастные отряды, группы, объединения.
2.5. Общее собрание детей и сотрудников лагеря определяет основные направления жизнедеятельности лагеря, избирает совет, правление или иной орган самоуправления (при равном представительстве детей и сотрудников), может принять устав лагеря, который не должен противоречить настоящему Положению, учитывает традиции и перспективы лагеря. Совет действует в тесном взаимодействии с администрацией лагеря, общественными организациями, родителями.
В лагере может быть создана временная пионерская организация <**>. В лагере могут быть созданы другие детские организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями.
--------------------------------
<**> Детский оздоровительный лагерь именуется "пионерский лагерь", если созданная в нем пионерская организация насчитывает более половины от числа отдыхающих детей.
 
2.6. Профсоюзный комитет совместно с администрацией предприятия может создавать постоянно действующий общественный попечительский совет лагеря. Совет рассматривает приоритетные направления и перспективы развития лагеря, вносит предложения по обеспечению лагеря кадрами, укреплению его материальной базы, дополнительному финансированию. В состав совета могут входить родители, представители трудового коллектива предприятия, органов и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, спорта, торговли и общественного питания, комсомольской, пионерской и других заинтересованных организаций.
 
III. КАДРЫ, УСЛОВИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
 
3.1. Подбор кадров лагеря осуществляет профсоюзный комитет предприятия совместно с начальником лагеря, органами и учреждениями народного образования, здравоохранения, общественного питания, комитетами комсомола, советами пионерских организаций и другими государственными органами и общественными организациями.
Штатное расписание лагеря утверждается профсоюзным комитетом предприятия, в ведении которого находится лагерь. В случаях, когда штаты по объему и условиям работы не могут быть применены, профсоюзный комитет может устанавливать дополнительные должности работников лагерей к предусмотренным действующими Типовыми штатами административно-хозяйственного, педагогического, медицинского, обслуживающего персонала детских оздоровительных лагерей.
На штатные должности в лагерь принимаются лица, достигшие 18 лет. При приеме на работу требуется медицинское заключение о состоянии здоровья. Каждый работник лагеря должен быть ознакомлен с условиями труда, правилами внутреннего распорядка и своими должностными обязанностями. Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах возложенных на них обязанностей.
К работе в качестве поваров, кухонных рабочих на время производственной практики под руководством мастера производственного обучения могут привлекаться не достигшие 18-летнего возраста учащиеся учебных заведений, готовящих работников общественного питания.
Школьники, учащиеся профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, достигшие 14-летнего возраста, могут по их желанию и с согласия одного из родителей или лица, заменяющего его, приниматься на работу в лагерь на вспомогательные хозяйственные должности в соответствии с действующим порядком и условиями добровольного труда учащихся общеобразовательной и профессиональной школы в свободное от учебы время.
3.2. Начальник лагеря:
- обеспечивает общее руководство деятельностью лагеря, утверждает по согласованию с профкомом предприятия правила внутреннего распорядка лагеря, издает приказы и распоряжения по лагерю, которые регистрируются в специальном журнале;
- разрабатывает и после согласования с профкомом (администрацией) предприятия утверждает должностные обязанности работников лагеря, знакомит их с условиями труда, проводит (с регистрацией в специальном журнале) инструктаж персонала лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми, составляет график выхода на работу и график выходных дней для всего персонала лагеря, ведет учет детей и сотрудников;
- создает необходимые условия для проведения воспитательной и оздоровительной работы, а также деятельности пионерской и других детских организаций;
- является распорядителем кредитов, организует в соответствии с действующим законодательством финансовую, хозяйственную и коммерческую деятельность лагеря.
3.3. Для оказания помощи воспитателям и отрядным вожатым в организации воспитательной работы, проведения педагогических экспериментов, обобщения и распространения передовых форм и методов воспитания детей и подростков в лагере создается педагогический совет, в который входит начальник и педагогические работники.
3.4. Для работников оздоровительного лагеря устанавливается шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем.
3.5. Работники лагеря обеспечиваются бесплатным общежитием и получают питание с оплатой 50% фактической стоимости продуктов питания и хлебных изделий без включения в стоимость питания общелагерных накладных расходов, остальные 50% покрываются за счет средств профсоюзного бюджета, хозяйственных органов и других источников, исключая средства социального страхования.
3.6. Работники, принятые на работу на срок свыше двух месяцев, по окончании работы лагеря получают при увольнении компенсацию за неиспользованный отпуск пропорционально отработанному времени из следующего расчета:
- три дня за каждый проработанный месяц - старший воспитатель, воспитатель, старший вожатый (старший пионервожатый), отрядный вожатый (отрядный пионервожатый), руководитель кружка, аккомпаниатор;
- два дня за каждый проработанный месяц - начальник лагеря, врач, машинист по стирке и ремонту спецодежды (белья) (при ручной стирке - не менее половины рабочего дня), оператор хлораторной установки, заведующий клубом, заведующий библиотекой, инструктор по физической культуре, инструктор-методист по физической культуре и спорту, инструктор-методист по туризму, медицинская сестра, санитарка;
- полтора дня за каждый проработанный месяц - остальной персонал лагеря.
 
IV. УСТРОЙСТВО, ХОЗЯЙСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ
 
4.1. Требования к территории, зданиям и сооружениям, правила приемки лагеря определены действующими санитарными правилами устройства, содержания и организации режима лагерей, а также строительными нормами и правилами.
4.2. Ремонт, отопление, освещение, уборку, охрану, водоснабжение, оборудование зданий, помещений и сооружений, плату за арендованные здания и помещения, за телефон, приобретение и подвоз топлива, доставку продуктов питания, другие расходы по хозяйственному содержанию лагеря производит предприятие, на балансе которого находится лагерь.
Расходы на заработную плату уборщиков помещений лагеря, сторожей и других работников, занятых обслуживанием зданий, помещений и сооружений лагеря, находящихся на балансе предприятия, производятся этим предприятием.
Расходы на содержание работников лагеря производятся за счет средств профсоюзного бюджета, бюджета государственного социального страхования (централизованного фонда социального страхования колхозника), хозяйственного органа (предприятия, на балансе которого находится лагерь), взносов родителей в установленном ВЦСПС порядке, а также за счет добровольных взносов предприятий, учреждений, местных Советов народных депутатов, кооперативов, различных общественных фондов, ассоциаций, отдельных граждан, кроме того, средств, получаемых от хозяйственной и коммерческой деятельности лагеря, и других источников (расходы по содержанию дополнительных штатов за счет средств бюджета государственного социального страхования не производятся).
На период консервации штат стационарного лагеря, находящегося на балансе предприятия, определяется администрацией этого предприятия совместно с советом трудового коллектива, профкомом. Штат стационарного лагеря, находящегося на балансе профсоюзной организации, на период консервации определяется и утверждается решением соответствующего совета или комитета профсоюзов.
4.3. Расходы по хозяйственному содержанию лагеря, созданного на условиях кооперирования средств несколькими предприятиями, несут эти предприятия в соответствии с договором.
4.4. Расходы на ремонт, оборудование, аренду и хозяйственное содержание лагерей, находящихся на балансе учреждений и организаций, объединяемых профессиональными союзами работников государственных учреждений, культуры, народного образования и науки, медицинских работников, осуществляются за счет средств государственного социального страхования.
При приобретении путевок комитетами профсоюзов работников народного образования и науки, медицинских работников, работников культуры и работников государственных учреждений в детские оздоровительные лагеря других предприятий расходы на хозяйственное содержание и улучшение обслуживания детей возмещаются за счет средств государственного социального страхования пропорционально количеству приобретенных путевок.
Профсоюзные комитеты организаций и учреждений, которые финансируются из государственного бюджета, возмещают хозяйственные расходы по путевкам в оздоровительные лагеря за счет фонда оздоровительных мероприятий.
4.5. Финансирование расходов по содержанию лагеря осуществляется в соответствии со сметой, утверждаемой профсоюзным комитетом и администрацией предприятия, в ведении которых находится лагерь.
4.6. Смета лагеря включает средства бюджета государственного социального страхования (централизованного фонда социального страхования колхозников) профсоюзного бюджета, предприятия (предприятий), взносы родителей за путевки, средства, полученные от хозяйственной и коммерческой деятельности лагеря, поступления от местных Советов народных депутатов, а также от добровольных взносов общественных организаций, фондов, кооперативов, ассоциаций, отдельных граждан.
4.7. Лагерь пользуется правами юридического лица, имеет свою печать, ведет бухгалтерский учет и отчетность в соответствии с действующим порядком.
4.8. Профсоюзный комитет, в ведении которого находится лагерь, не реже одного раза в смену организует проверку хозяйственно-финансовой деятельности, контролирует поступление, хранение и правильность расходования продуктов питания, фактическое наличие и учет материальных ценностей и состояние финансовых документов и отчетности.
4.9. Профсоюзный комитет обеспечивает начальника лагеря актом о приемке лагеря, штатным расписанием и сметой расходов, инструкциями и рекомендациями по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми, табелем оснащения лагеря оборудованием и инвентарем, Положением о лагере, санитарными правилами устройства, содержания и организации режима лагерей, решениями профсоюзного комитета, касающимися работы лагеря.
4.10. По окончании работы лагеря профсоюзным комитетом проводятся инвентаризация имущества и документальная ревизия финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности. Акт ревизии, инвентаризационная ведомость, финансовый отчет, а также отчет о проделанной работе представляются в профсоюзный комитет, в ведении которого находится лагерь. Представление иной отчетности профкому, государственным, общественным органам запрещается.
 
 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ПРИКАЗ
от 1 октября 1990 г. N 639

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
О РАССЛЕДОВАНИИ И УЧЕТЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
С УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ И ВОСПИТАННИКАМИ
В СИСТЕМЕ ГОСОБРАЗОВАНИЯ СССР
В целях установления единого порядка расследования и учета несчастных случаев, происшедших во время учебно - воспитательного процесса, с учащейся молодежью и воспитанниками учебных заведений и учебно - воспитательных учреждений системы Гособразования СССР, повышения ответственности руководителей органов управления образованием и учреждений за охрану жизни и здоровья детей и учащейся молодежи приказываю:
1. Ввести в действие с 1 октября 1990 г. утвержденное ВЦСПС, Гособразованием СССР и согласованное с Минздравом СССР, Госкомстатом СССР, Прокуратурой СССР и ЦК профсоюза работников народного образования и науки Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР (Приложение).
2. Органам управления народным образованием союзных и автономных республик, местным органам народного образования, руководителям учебных заведений и учебно - воспитательных учреждений организовать в течение IV квартала 1990 г. изучение настоящего Положения.
3. Считать утратившим силу Приказ Министра просвещения СССР от 28.09.87 N 178 "Об утверждении Инструкции о расследовании и учете несчастных случаев с учащимися общеобразовательных школ, воспитанниками детских дошкольных и других учебно - воспитательных учреждений системы Министерства просвещения СССР".
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Главтехобразование (т. Терещенко Л.М.).
Председатель
Г.А.ЯГОДИН
Утверждено
Секретарь Всесоюзного
Центрального Совета
Профессиональных Союзов
Р.Ф.СУХОРУЧЕНКОВА
13.09.90
Заместитель Председателя
Государственного комитета
СССР по народному образованию
Л.М.ТЕРЕЩЕНКО
11.09.90
Согласовано
Секретарь ЦК профсоюза
работников народного
образования и науки
В.М.БЕРЕЗИН
24.08.90
Заместитель Министра
здравоохранения СССР
А.М.МОСКВИЧЕВ
Заместитель Генерального
Прокурора СССР -
Государственный советник
юстиции 1 класса
И.П.АБРАМОВ
Заместитель Председателя
Государственного комитета
СССР по статистике
В.И.ГУРЬЕВ
04.09.90
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАССЛЕДОВАНИИ И УЧЕТЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
С УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ И ВОСПИТАННИКАМИ В СИСТЕМЕ
ГОСОБРАЗОВАНИЯ СССР
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает единый порядок расследования и учета несчастных случаев, происшедших во время учебно - воспитательного процесса <*> независимо от места его проведения, с учащейся молодежью <**> и воспитанниками <***> учебных заведений и учебно - воспитательных учреждений <****> системы Гособразования СССР, а также министерств и ведомств, имеющих аналогичные учреждения.
________________________________________
<*> Учебно - воспитательный процесс - система организации учебно - воспитательной деятельности, определенная учебными, научными, воспитательными планами (уроки, лабораторные занятия, лекции, время отдыха между занятиями, учебная практика, занятия по трудовому, профессиональному обучению и профессиональной ориентации, производственная практика, общественно - полезный труд, работы в трудовых объединениях, научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы, походы, экскурсии, спортивные соревнования, перевозка или переходы к месту проведения мероприятий и т.д.).
<**> Учащаяся молодежь (далее в тексте "учащиеся") - аспиранты, студенты, слушатели подготовительных отделений, учащиеся профессионально - технических училищ и общеобразовательных школ всех типов и наименований.
<***> Воспитанники - дети, подростки, посещающие детские сады, ясли, проживающие и обучающиеся в детских домах и школах - интернатах, занимающиеся во внешкольных учреждениях (Примерный перечень прилагается).
<****> Учебные заведения, учебно - воспитательные учреждения (в дальнейшем именуются - учреждение) - высшие и средние специальные учебные заведения, профессионально - технические училища, общеобразовательные школы всех типов и наименований, учебно - производственные комбинаты, межшкольные учебно - производственные мастерские и заводы, детские сады, ясли, детские дома, школы - интернаты, внешкольные учреждения.
1.2. Расследованию и учету подлежат несчастные случаи: травмы, острые отравления, возникшие после воздействия вредных и опасных факторов, травмы из-за нанесения телесных повреждений другим лицом, поражения молнией, повреждения в результате контакта с представителями фауны и флоры, а также иные повреждения здоровья при авариях и стихийных бедствиях, происшедшие:
1.2.1. Во время проведения лекций, уроков начальной военной подготовки, лабораторных занятий, спортивных, кружковых, внеаудиторных, внеклассных, внешкольных мероприятий, других занятий (в перерывах между ними) в соответствии с учебными, научными и воспитательными планами.
1.2.2. При проведении субботника (воскресника), внеаудиторных, внеклассных, внешкольных и других мероприятий в выходные, праздничные и каникулярные дни, если эти мероприятия осуществлялись под непосредственным руководством работника данного учебного заведения, учреждения (преподавателя, учителя, воспитателя, классного руководителя и др.) или лица, назначенного приказом руководителя учреждения.
1.2.3. Во время занятий по трудовому и профессиональному обучению, профессиональной ориентации, научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ, производственной и учебной практики, общественно полезного, производительного труда, проводимых в соответствии с учебным планом в учебных заведениях и учебно - воспитательных учреждениях или на участках (территориях), им принадлежащих.
1.2.4. Во время пребывания (отдыха) в студенческих отрядах, лагерях труда и отдыха, школьных лесничествах, на учебно - опытных участках.
1.2.5. При проведении спортивных соревнований, тренировок, оздоровительных мероприятий, экскурсий, походов, экспедиций, организованных учреждением в установленном порядке.
1.2.6. Во время перевозок учащихся и воспитанников к месту проведения мероприятий и обратно, а также при организованном следовании их на запланированное мероприятие на общественном транспорте или пешком.
1.3. Несчастный случай, происшедший с учащимся, воспитанником при обстоятельствах, указанных в пункте 1.2 настоящего Положения, в том числе и при нарушении пострадавшим дисциплины, подлежит расследованию и учету.
1.4. Несчастный случай, происшедший во время учебно - воспитательного процесса, вызвавший у учащегося или воспитанника потерю работоспособности (здоровья) не менее одного дня в соответствии с медицинским заключением, оформляется актом формы Н-2 (Приложение 1). Все несчастные случаи, оформленные актом формы Н-2, регистрируются органом управления образованием, вузом, техникумом в журнале (Приложение 2).
1.5. Администрация учреждения обязана выдать пострадавшему (его родителям или лицу, представляющему его интересы) акт формы Н-2 о несчастном случае, оформленный на русском языке или государственном языке союзной республики, снабженный переводом на русский язык, не позднее трех дней с момента окончания по нему расследования.
1.6. Акт формы Н-2 подлежит хранению в архиве органа управления образованием, высшего и среднего специального учебного заведения в течение 45 лет.
1.7. Ответственность за правильное и своевременное расследование и учет несчастных случаев, составление акта формы Н-2, разработку и выполнение мероприятий по устранению причин несчастного случая несет руководитель учреждения, где произошел несчастный случай.
1.8. Контроль за правильным и своевременным расследованием и учетом несчастных случаев, происшедших во время учебно - воспитательного процесса, а также выполнение мероприятий по устранению причин, вызвавших несчастный случай, осуществляют вышестоящие органы управления образованием.
1.9. В случае отказа администрации учреждения в составлении акта формы Н-2, а также при несогласии пострадавшего (его родителей или другого заинтересованного лица) с содержанием акта формы Н-2 конфликт рассматривает вышестоящий орган народного образования в срок не более семи дней с момента подачи письменного заявления. Его решение является обязательным для исполнения администрацией учреждения.
При необходимости вышестоящий орган образования, пострадавший (лицо, его заменяющее) запрашивает заключение технического инспектора труда, лечебно - профилактического учреждения об установлении факта несчастного случая, его обстоятельств и причин, определении круга лиц, допустивших нарушения правил по охране труда, стандартов безопасности труда.
Заключение технического инспектора труда по несчастному случаю при конфликтной ситуации является обязательным для исполнения администрацией учреждения.
1.10. Медицинское учреждение, в которое доставлен (находится на излечении) учащийся, воспитанник, пострадавший при несчастном случае, происшедшем во время учебно - воспитательного процесса, обязано по запросу руководителя учреждения выдать медицинское заключение о характере повреждения.
1.11. По окончании срока лечения пострадавшего (пострадавших) руководитель учреждения направляет в вышестоящий орган управления образованием сообщение о последствиях несчастного случая (Приложение 3).
1.12. Ответственность за обеспечение безопасных условий учебно - воспитательного процесса в учреждении несет его руководитель.
1.13. Лицо, проводящее мероприятие, несет персональную ответственность за сохранность жизни и здоровья учащихся и воспитанников.
1.14. Виновные в нарушении настоящего Положения, сокрытии происшедшего несчастного случая привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.
2. Расследование и учет несчастных случаев
2.1. О каждом несчастном случае, происшедшем с учащимся или воспитанником, пострадавший или очевидец несчастного случая немедленно извещает непосредственного руководителя учебно - воспитательного процесса, который обязан: срочно организовать первую доврачебную помощь пострадавшему и его доставку в здравпункт (медсанчасть) или другое лечебное учреждение, сообщить о происшедшем руководителю учреждения, в отдел охраны труда, при наличии такого, сохранить до расследования обстановку места происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не приведет к аварии).
Примечание. О несчастном случае, происшедшем во время дальних походов, экскурсий, экспедиций или других мероприятий вне территории района (города), руководитель проводимого мероприятия немедленно сообщает также органу управления образованием по месту происшествия.
2.2. Руководитель учреждения обязан немедленно принять меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, сообщить о происшедшем несчастном случае в вышестоящий орган управления образованием, родителям пострадавшего или лицам, представляющим его интересы, и запросить заключение из медицинского учреждения о характере и тяжести повреждения у пострадавшего.
2.3. Руководитель высшего (среднего специального) учебного заведения, органа управления образованием обязан немедленно:
2.3.1. Сообщить вышестоящему органу управления образованием.
2.3.2. Назначить комиссию по расследованию несчастного случая в составе: председатель комиссии - представитель руководства высшего (среднего специального) учебного заведения, органа управления образованием, члены комиссии - представитель администрации, отдела охраны труда или инспектор по охране труда и здоровья, педагогического коллектива.
2.4. Комиссия по расследованию несчастного случая обязана:
2.4.1. В течение трех суток провести расследование обстоятельств и причин несчастного случая, выявить и опросить очевидцев и лиц, допустивших нарушения правил безопасности жизнедеятельности, по возможности получить объяснение от пострадавшего.
2.4.2. Составить акт о несчастном случае по форме Н-2 в 4 экземплярах, разработать мероприятия по устранению причин несчастного случая и направить на утверждение руководителю соответствующего органа управления образованием, высшего и среднего специального учебного заведения.
К акту прилагаются объяснения очевидцев, пострадавшего и другие документы, характеризующие состояние места происшествия несчастного случая, наличие вредных и опасных факторов, медицинское заключение и т.д.
2.5. Руководитель высшего (среднего специального) учебного заведения, органа управления образованием в течение суток после окончания расследования утверждает четыре экземпляра акта формы Н-2 и по одному направляет: в учреждение (подразделение), где произошел несчастный случай, начальнику отдела охраны труда (инспектору по охране труда и здоровья), в архив органа управления образованием (высшего и среднего специального учебного заведения), пострадавшему (его родителям или лицу, представляющему его интересы).
2.6. Несчастный случай, о котором пострадавший при отсутствии очевидцев не сообщил руководителю проводимого мероприятия или последствия от которого проявились не сразу, должен быть расследован в срок не более месяца со дня подачи письменного заявления пострадавшим (его родителями или лицами, представляющими его интересы). В этом случае вопрос о составлении акта по форме Н-2 решается после всесторонней проверки заявления о происшедшем несчастном случае с учетом всех обстоятельств, медицинского заключения о характере травмы, возможной причины ее происхождения, показаний участников мероприятия и других доказательств. Получение медицинского заключения возлагается на администрацию учебного заведения, учреждения.
2.7. Руководитель учреждения незамедлительно принимает меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай.
2.8. Несчастный случай, происшедший во время проведения дальних походов, экскурсий, экспедиций (примечание п. 2.1 настоящего Положения), расследуется комиссией органа управления образованием, на территории которого произошел несчастный случай. При невозможности прибыть на место происшествия представителя учреждения, с учащимся, воспитанником которого произошел несчастный случай, в состав комиссии включается представитель одного из учреждений, подведомственных органу управления образованием, проводящему расследование. Материалы расследования, включая акт по форме Н-2, направляются в орган управления образованием по месту нахождения учреждения.
2.9. Несчастный случай, происшедший с учащимся общеобразовательной школы, профтехучилища, среднего специального учебного заведения, студентами вуза, проходящими практику или выполняющими работу под руководством персонала предприятия <*>, расследуется предприятием совместно с представителем органа управления образованием, учреждения и учитывается предприятием.
________________________________________
<*> "Предприятие" - объединение, предприятие, организация, учреждение, совхоз, колхоз, кооператив.
Несчастный случай, происшедший на предприятии с учащимся общеобразовательной школы, профтехучилища, среднего специального учебного заведения, студентом вуза, проходящим практику или выполняющим работу под руководством преподавателя на участке, выделенном предприятием для этих целей, расследуется органом управления образованием, учреждением совместно с представителем предприятия и учитывается органом управления образованием, учреждением.
2.10. По результатам расследования каждого несчастного случая, происшедшего при обстоятельствах, указанных в пункте 2.9 настоящего Положения, а также происшедшего с учащимся, принятым на работу в индивидуальном порядке, составляется акт по форме Н-1 в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС и Госпроматомнадзора СССР от 17.08.89 N 8-12. Один экземпляр утвержденного акта формы Н-1 направляется по месту учебы пострадавшего и в соответствующий орган управления образованием.
________________________________________
Постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73 утверждены Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях и формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве.
------------------------------------------------------------------
2.11. Все несчастные случаи, оформленные актом формы Н-1, регистрируются органом управления образованием, вузом, техникумом в журнале (Приложение 2).
3. Специальное расследование несчастных случаев
3.1. Специальному расследованию подлежат:
- групповой несчастный случай, происшедший одновременно с двумя или более пострадавшими, независимо от тяжести телесных повреждений;
- несчастный случай со смертельным исходом.
3.2. О групповом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом руководитель учреждения обязан немедленно сообщить:
- вышестоящему органу управления образованием по подчиненности, включая Гособразование СССР;
- родителям пострадавшего или лицам, представляющим его интересы;
- в прокуратуру по месту, где произошел несчастный случай;
- местным органам государственного надзора, если указанный несчастный случай произошел на объектах, подконтрольных этим органам.
Сообщение передается по телефону или телеграфу по схеме (Приложение 4).
Примечание. О групповом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом, происшедшем во время дальних походов, экскурсий, экспедиций или других мероприятий вне территории района (города), руководитель проводимого мероприятия немедленно сообщает органу управления образованием, прокуратуре по месту происшествия, руководителю учреждения.
3.3. Специальное расследование группового несчастного случая и несчастного случая со смертельным исходом проводится комиссией в составе:
председатель - руководитель вышестоящего органа или его заместитель, ректор, проректор учебного заведения;
членов - руководитель или заместитель руководителя учреждения (факультета), сотрудник отдела (бюро) охраны труда, инженер по ТБ учебного заведения, министерства (комитета), инспектор по охране труда и здоровья органа образования.
3.4. Комиссия по специальному расследованию немедленно расследует несчастный случай, в течение 10 дней составляет акт специального расследования по прилагаемой форме (Приложение 5), оформляет другие необходимые документы и материалы.
3.5. Материалы специального расследования должны включать:
- акт специального расследования с приложением к нему копии акта формы Н-2 на каждого пострадавшего в отдельности, которые составляются в полном соответствии с выводами комиссии, проводившей специальное расследование;
- планы, схемы и фотоснимки места происшествия;
- протоколы опросов, объяснения очевидцев несчастного случая и других причастных лиц, а также должностных лиц, ответственных за соблюдение требований ГОСТов, стандартов ССБТ, норм и правил по охране труда, распоряжение об образовании экспертной комиссии и другие распоряжения;
- выписку из журнала о прохождении пострадавшим обучения и инструктажа;
- медицинское заключение о характере и тяжести повреждения, причиненного пострадавшему, причинах его смерти;
- заключение экспертной комиссии (при необходимости) о причинах несчастного случая, результаты лабораторных и других исследований, экспериментов, анализов и т.п.;
- выписки из инструкций, положений, приказов и других актов, устанавливающих меры, обеспечивающие безопасные условия проведения учебно - воспитательного процесса и ответственных за это лиц.
3.6. По требованию комиссии по специальному расследованию администрация обязана:
- пригласить для участия в расследовании несчастного случая специалистов - экспертов, из которых может создаваться экспертная комиссия;
- выполнить фотоснимки поврежденного объекта, места несчастного случая и предоставить другие необходимые материалы;
- произвести технические расчеты, лабораторные исследования, испытания и др. работы;
- предоставить транспортные средства и средства связи, необходимые для расследования;
- обеспечить печатание, размножение в необходимом количестве материалов специального расследования несчастного случая.
Примечание. Экспертная комиссия создается распоряжением председателя комиссии по специальному расследованию. Вопросы, требующие экспертного заключения, и материалы с выводами экспертной комиссии оформляются письменно.
3.7. Расходы на проведение технических расчетов, лабораторных исследований, испытаний и других работ приглашенными специалистами оплачивает учреждение, где произошел несчастный случай.
3.8. Председатель комиссии, проводившей специальное расследование несчастного случая, в десятидневный срок после его окончания направляет материалы в прокуратуру по месту, где произошел групповой несчастный случай, несчастный случай со смертельным исходом.
Копии акта специального расследования, акта формы Н-2 (на каждого пострадавшего в отдельности) и приказа руководителя учреждения по данному несчастному случаю направляются в соответствующие по подчиненности республиканские органы управления образованием, Гособразование СССР.
3.9. Руководитель учреждения, органа управления образованием по подчиненности обязан рассмотреть материалы специального расследования несчастного случая, издать приказ о выполнении предложенных комиссией мероприятий по устранению причин, приведших к несчастному случаю, и наказании лиц, допустивших нарушения требований безопасности жизнедеятельности.
О выполнении предложенных комиссией спецрасследования мероприятий руководитель учреждения письменно сообщает руководителю вышестоящего органа управления образованием, а по объектам, подконтрольным органам государственного надзора, - также их местным органам.
3.10. Расследование группового несчастного случая с особо тяжелыми последствиями (при которых погибло 5 и более человек) проводится комиссией, назначаемой Председателем Государственного комитета СССР по народному образованию. В состав комиссии наряду с ответственными работниками Гособразования СССР включаются представители органов здравоохранения, технической инспекции труда, а при необходимости также представители органов государственного надзора.
В необходимых случаях расследование несчастного случая проводится комиссией, создаваемой решением Совета Министров СССР.
4. Отчетность о несчастных случаях и анализ причин их
возникновения
4.1. Если у пострадавшего в период временного непосещения учреждения, явившегося следствием несчастного случая, наступила смерть, то руководитель этого учреждения в течение суток обязан сообщить об этом организациям, указанным в пункте 3.2 настоящего Положения. Специальное расследование по данному несчастному случаю необходимо провести в десятидневный срок, если оно до этого не проводилось. Учет данного несчастного случая вести с момента наступления смерти.
4.2. Руководитель учреждения обязан обеспечить анализ причин несчастных случаев, происшедших во время учебно - воспитательного процесса, рассмотрение их в коллективах преподавателей, учителей, воспитателей и учащихся, разработку и осуществление мероприятий по профилактике травматизма и предупреждению других несчастных случаев.
4.3. Государственный комитет СССР по народному образованию, органы управления образованием союзных и автономных республик, краевые, областные, городские и районные управления (комитеты, отделы) образования организуют учет, проводят анализ причин несчастных случаев на заседаниях коллегий (советов). Разрабатывают мероприятия по профилактике травматизма, других несчастных случаев и обеспечивают их выполнение.
4.4. Несчастный случай с особо тяжелыми последствиями (при котором погибло пять и более человек) должен рассматриваться на коллегиях республиканских органов образования.
4.5. Контроль за правильным и своевременным расследованием и учетом несчастных случаев, происшедших с учащимися и воспитанниками во время учебно - воспитательного процесса, а также за выполнением мероприятий по устранению причин, вызвавших несчастный случай, осуществляют Госкомитет СССР по народному образованию, органы управления образованием союзных и автономных республик, отделы (управления) образования.
4.6. Контроль за правильным и своевременным расследованием и учетом несчастных случаев, происшедших при обстоятельствах, предусмотренных п. 2.9 настоящего Положения, а также за выполнением мероприятий по устранению причин, вызвавших несчастные случаи, осуществляют министерства и ведомства, в ведении которых находятся предприятия, техническая инспекция труда профсоюзов и другие органы государственного надзора.
4.7. Органы прокуратуры информируют руководство органа управления образованием, учреждения о прохождении дел и принятых мерах.
4.8. Сведения о всех несчастных случаях за прошедший год, зарегистрированные актами Н-1, Н-2, обобщаются в отчетности установленной формы (Приложение 6) и с пояснительной запиской (кратким анализом причин несчастных случаев) направляются органом управления образованием, высшим или средним специальным учебным заведением в вышестоящий орган.
Приложение 1
     Утверждаю                              Форма Н-2
                                            Направляется по одному
Руководитель ___________________            экземпляру:
________________________________  1. В учреждение (подразделение),
  (полное наименование органа     где произошел несчастный случай.
управления образованием, высшего  2. В   архив  органа  управления
   или среднего специального      образованием (высшего        или
       учебного заведения)        среднего специального   учебного
________________________________  заведения).
    (фамилия, имя, отчество)      3. Инспектору  по охране труда и
________________________________  здоровья (начальнику      отдела
          (подпись)               охраны труда).
________________________________  4. Пострадавшему (его  родителям
           (дата)                 или лицам,   представляющим  его
                                  интересы).

    Печать

                     АКТ N _________________
    О НЕСЧАСТНОМ СЛУЧАЕ С УЧАЩИМСЯ (ВОСПИТАННИКОМ) УЧРЕЖДЕНИЯ
                   СИСТЕМЫ ГОСОБРАЗОВАНИЯ СССР

                  (составляется в 4 экземплярах)

    1. Наименование учреждения,  где произошел  несчастный  случай
__________________________________________________________________
    2. Адрес учреждения __________________________________________
    3. Фамилия, имя, отчество пострадавшего ______________________
    4. Пол "женщина", "мужчина" (подчеркнуть) ____________________
    5. Возраст (год, месяц, день рождения) _______________________
    6. Учреждение,  класс (группа) (где  обучается,  воспитывается
пострадавший) ____________________________________________________
    7. Место происшествия несчастного случая _____________________
__________________________________________________________________
    8. Фамилия, имя, отчество учителя, преподавателя, воспитателя,
руководителя мероприятия, в  классе  (группе)  которого  произошел
несчастный случай ________________________________________________
    9. Инструктаж по технике безопасности:
    вводный инструктаж ___________________________________________
                                  (дата проведения)
    инструктаж на рабочем месте __________________________________
                                        (дата проведения)
    10. Несчастный  случай  произошел   в   __   часов   __  числа
____________ месяца ____ года
    11. Вид происшествия _________________________________________
__________________________________________________________________
    12. Подробное описание обстоятельств несчастного случая ______
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
    13. Причины несчастного случая _______________________________
__________________________________________________________________
    14. Мероприятия по устранению причин несчастного случая
----T---------------T----------T-----------T---------------------¬
¦ N ¦  Наименование ¦   Срок   ¦Исполнитель¦Отметка о выполнении ¦
¦п/п¦  мероприятия  ¦исполнения¦           ¦                     ¦
L---+---------------+----------+-----------+----------------------
    15. Лица,  допустившие нарушения правил охраны труда и техники
безопасности _____________________________________________________
                   (статьи, параграфы, пункты законоположений,
__________________________________________________________________
             нормативных документов, нарушенных ими)
    16. Очевидцы несчастного случая ______________________________

    Акт составлен в __ часов __ числа _________ месяца ____ года

    Председатель комиссии
    (должность)            ______________________________
                           (подпись, расшифровка подписи)

    Члены комиссии
    (должности)     ______________________________
                    (подпись, расшифровка подписи)

    17. Последствия несчастного случая
---------------------T--------------------T----------------------¬
¦Диагноз по справке  ¦ Освобожден от учебы¦Число дней непосещения¦
¦из лечебного учрежд.¦ (посещения учрежд.)¦учреждения (в рабочих ¦
¦                    ¦ с ____ по ____     ¦         днях)        ¦
+--------------------+--------------------+----------------------+
L--------------------+--------------------+-----------------------
    17.1. Исход несчастного случая _______________________________
                                      (пострадавший выздоровел,
__________________________________________________________________
        установлена инвалидность I, II, III группы, умер)

    Руководитель учреждения
    (подразделения) ______________________________________________
                            (подпись, расшифровка подписи)

    "__" __________
Приложение 2
                              ЖУРНАЛ
            РЕГИСТРАЦИИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ С УЧАЩИМИСЯ
         (ВОСПИТАННИКАМИ) ПО ___________________________
                              (наименование учреждения)
----T-----------T--------------T------T---------------T----------T--------T-----T--------T--------T------¬
¦ N ¦Дата, время¦Фамилия, имя, ¦Класс,¦Место несчастн.¦Вид проис-¦Краткие ¦Дата ¦Послед- ¦Исход   ¦Приня-¦
¦п/п¦несчастного¦отчество      ¦группа¦случая (аудито-¦шествия,  ¦обстоя- ¦со-  ¦ствия   ¦несчаст-¦тые   ¦
¦   ¦случая     ¦пострадавшего,¦      ¦рия, лаборато- ¦приведшего¦тельст- ¦став-¦несчаст-¦ного    ¦меры  ¦
¦   ¦           ¦год рождения  ¦      ¦рия, класс,    ¦к несчаст-¦ва и    ¦ления¦ного    ¦случая  ¦      ¦
¦   ¦           ¦              ¦      ¦мастерская,    ¦ному слу- ¦причины ¦и N  ¦случая  ¦        ¦      ¦
¦   ¦           ¦              ¦      ¦предприятие,   ¦чаю       ¦несчаст-¦акта ¦        ¦        ¦      ¦
¦   ¦           ¦              ¦      ¦внешк. учреж-  ¦          ¦ного    ¦формы¦        ¦        ¦      ¦
¦   ¦           ¦              ¦      ¦дение, место   ¦          ¦случая  ¦Н-1, ¦        ¦        ¦      ¦
¦   ¦           ¦              ¦      ¦проведения     ¦          ¦        ¦Н-2  ¦        ¦        ¦      ¦
¦   ¦           ¦              ¦      ¦мероприятия и  ¦          ¦        ¦     ¦        ¦        ¦      ¦
¦   ¦           ¦              ¦      ¦др.)           ¦          ¦        ¦     ¦        ¦        ¦      ¦
+---+-----------+--------------+------+---------------+----------+--------+-----+--------+--------+------+
¦ 1 ¦     2     ¦      3       ¦  4   ¦       5       ¦     6    ¦   7    ¦  8  ¦    9   ¦   10   ¦  11  ¦
L---+-----------+--------------+------+---------------+----------+--------+-----+--------+--------+-------
Приложение 3
                            СООБЩЕНИЕ
        О ПОСЛЕДСТВИЯХ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ С ПОСТРАДАВШИМ,
    __________________________________________________________
                    (фамилия, имя, отчество)
      ОБУЧАЮЩИМСЯ (ВОСПИТЫВАЮЩИМСЯ) _______________________
        _________________________________________________
                   (учреждение, класс, группа)
      ПО АКТУ ФОРМЫ Н-2 <*> N _____ ОТ ____________ 199_ Г.
Последствия несчастного случая (по пункту 17 акта формы Н-2): пострадавший выздоровел, установлена инвалидность I, II, III группы, умер (нужное подчеркнуть).
---------------------T--------------------T----------------------¬
¦ Диагноз по справке ¦ Освобожден от учебы¦Число дней непосещения¦
¦  лечебного учрежд. ¦ (посещения учрежд.)¦учреждения (в рабочих ¦
¦                    ¦ с ____ по ____     ¦         днях)        ¦
+--------------------+--------------------+----------------------+
L--------------------+--------------------+-----------------------
    Руководитель учреждения _________________________________
                              (подпись, расшифровка подписи)

    "__" _______________
             (дата)
________________________________________
<*> В случаях, предусмотренных п. 2.9 настоящего Положения, в сообщении указывается акт по форме Н-1.
Приложение 4
СХЕМА СООБЩЕНИЯ
О ГРУППОВОМ НЕСЧАСТНОМ СЛУЧАЕ, НЕСЧАСТНОМ СЛУЧАЕ СО
СМЕРТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ
__________________________________________________________
(вышестоящий орган управления образованием)
1. Учреждение (наименование, город, район, село, поселок).
2. Дата, время (местное), место происшествия, краткое описание обстоятельств, при которых произошел несчастный случай, и его причины.
3. Число пострадавших, в том числе погибших.
4. Фамилия, имя, отчество, возраст пострадавшего (погибшего).
5. Дата, время передачи сообщения, фамилия, должность лица, подписавшего и передавшего сообщение.
Приложение 5
                               АКТ
          СПЕЦИАЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ

__________________________________________________________________
               (группового, со смертельным исходом)
происшедшего "__" __________ 199_ г. в __ час. __ мин.
с ________________________________________________________________
             (фамилия, имя, отчество пострадавшего)
__________________________________________________________________
      (класс, группа, наименование учреждения, вышестоящего
__________________________________________________________________
                 органа управления образованием)
Комиссия, назначенная ____________________________________________
                         (приказ руководителя органа управления
__________________________________________________________________
    образованием 2 и 3 уровней управления <*>, ректора вуза)
в составе председателя ___________________________________________
                           (фамилия, имя, отчество, занимаемая
__________________________________________________________________
                    должность, место работы)
и членов комиссии ________________________________________________
                   (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность,
__________________________________________________________________
                          место работы)
с участием приглашенных специалистов _____________________________
                                        (фамилия, имя, отчество,
__________________________________________________________________
               занимаемая должность, место работы)
произвела  в  период  с  "__" ________  по  "__"  ________ 199_ г.
специальное расследование и составила настоящий Акт.
________________________________________
<*> 2 уровень управления - органы управления образованием союзных республик.
3 уровень управления - органы управления образованием автономных республик, областные, краевые, главные управления образования Мосгорисполкома и Ленгорисполкома.
I. Сведения о пострадавшем (пострадавших) <*>
Фамилия, имя, отчество, год рождения, класс, группа учреждения, время прохождения обучения, инструктажа, проверки знаний по технике безопасности (правилам поведения).
________________________________________
<*> Если расследуется групповой несчастный случай, то в разделе I Акта специального расследования указываются сведения отдельно по каждому пострадавшему.
II. Обстоятельства несчастного случая
    Несчастный случай с __________________________________________
                                (фамилия, имя, отчество)
произошел при ____________________________________________________
                            (проводимое мероприятие)
Следует дать краткую характеристику места, где произошел несчастный случай, указать, какие опасные и вредные факторы могли воздействовать на пострадавшего; описать действия пострадавшего и других лиц, связанных с несчастным случаем, изложить последовательность событий. Указать, что предшествовало несчастному случаю, как протекал учебно - воспитательный процесс, кто руководил этим процессом, что произошло с пострадавшим. Указать характер травмы, степень ее тяжести, предварительный диагноз и меры, принятые по оказанию первой помощи пострадавшему.
III. Причины несчастного случая
Следует указать основные технические и организационные причины несчастного случая (допуск к работе необученных или непроинструктированных лиц, неисправность оборудования, машин, механизмов, отсутствие руководства, надзора за проведением учебно - воспитательного процесса); изложить, какие конкретно требования законодательства о труде, должностных инструкций по безопасному проведению работ, мероприятий нарушены (дать ссылку на соответствующие статьи, параграфы, пункты), а также нарушения государственных стандартов; указать, какие опасные и вредные факторы превышали допустимые нормы или уровни.
IV. Мероприятия по устранению причин несчастного случая
Мероприятия, предложенные комиссией, могут быть изложены в виде таблицы по прилагаемой форме.
      -------------------------T---------------T-----------¬
      ¦Наименование мероприятия¦Срок исполнения¦Исполнитель¦
      +------------------------+---------------+-----------+
      L------------------------+---------------+------------
V. Заключение комиссии о лицах, допустивших нарушения
правил охраны труда и техники безопасности
В этом разделе следует указать нарушения правил охраны труда и техники безопасности и назвать лиц, ответственных за свои действия и бездействие, которые привели к несчастному случаю, указать статьи, параграфы, пункты законоположений, нормативных документов по охране труда, должностных инструкций, других нормативных документов, несоблюденные этими лицами.
В заключительной части Акта дается перечень прилагаемых к нему материалов расследования в соответствии с п. 3.5 Положения.
    Председатель комиссии _____________________
                             (подпись, дата)

    Члены комиссии ____________________________
                         (подпись, дата)
Приложение 6
    Кому представляется __________________________________________
                                     (наименование,
__________________________________________________________________
                        адрес получателя)
СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
Почтовая - годовая
Представляют органы управления образованием, высшие и средние специальные учебные заведения:
1. Высшие и средние специальные учебные заведения - вышестоящим органам.
2. Городские (без районного деления), районные управления (отделы) образования - областным (краевым, городским) органам образования, министерствам образования автономных и союзных республик.
3. Областные, краевые, городские управления (комитеты, отделы) образования, министерства образования автономных республик - республиканским органам образования.
4. Подведомственные учебные заведения Гособразования СССР, республиканские органы образования - Государственному комитету СССР по народному образованию до 1 марта.
Примечание. Республиканские органы управления образованием устанавливают сроки представления отчетности подведомственным учреждениям и местным органам управления образованием.