Расследование экологических преступлений

Уголовно-правовая характеристика экологических преступлений

В диспозициях норм УК,  предусматривающих ответственность за эко-
логические  преступления,  предусмотрены  виды  наказуемых деяний,  их
вредные последствия либо угроза  наступления  таковых.  В  большинстве
статей рассматриваемой группы объективная сторона преступления обозна-
чена как нарушение правил охраны окружающей среды. Имеются в виду пра-
вила: охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК); бе-
зопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами
- радиологическими, бактериологическими, химическими (ст. 247 УК); бе-
зопасности при обращении с микробиологическими, другими биологическими
агентами или токсинами (ст.  248 УК); ветеринарные и установленные для
борьбы с болезнями и вредителями растений (ст.  249 УК); выброса в ат-
мосферу  загрязняющих  веществ,  эксплуатации установок,  сооружений и
иных объектов (ст. 251 УК).
     В двух  случаях в качестве элементов объективной стороны составов
преступлений предусмотрены факты загрязнения водных объектов:  а) заг-
рязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источ-
ников водоснабжения или иное изменение их природных свойств  (ст.  250
УК); б) загрязнение морской среды, независимо от способа загрязнения -
вследствие неправильного захоронения или сброса загрязняющих веществ с
берега,  транспортных средств или морских сооружений на воде (ст.  252
УК). В ст. 246 УК под работами понимаются: проектирование, размещение,
строительство,  ввод в эксплуатацию и эксплуатация всевозможных объек-
тов - промышленных,  сельскохозяйственных, научных и иных. Таким обра-
зом,  ответственность  по  данной статье может наступить за разработку
заведомо дефектного проекта объекта,  не обеспечивающего его  экологи-
ческую безопасность, ввод в эксплуатацию объекта, вредного для окружа-
ющей среды, и такую его эксплуатацию, которая вредит окружающей среде,
разумеется,  при наступлении вредных последствий,  о которых говорится
ниже.
     В ст. 251 УК имеется в виду правила эксплуатации различных техни-
ческих объектов,  направленные на обеспечение  безопасности  последних
для атмосферного воздуха.  В ст. 250 УК под истощением водных источни-
ков следует понимать сокращение объема имеющихся в них вод,  например,
вследствие чрезмерного забора, а под иным изменением природных свойств
воды уменьшение содержания в ней кислорода,  минеральных солей, сниже-
ние ее растворяющей способности, например, в результате сброса в водо-
ем воды из очистного сооружения, в котором использовались ненадлежащие
биологические или химические средства очистки.
     Ряд анализируемых норм УК предусматривает  уголовную  ответствен-
ность  лишь  при условии наступления определенных вредных последствий.
Из обозначенных в диспозициях соответствующих статей УК в числе наибо-
лее  тяжелых  последствий  надо  считать наступившую по неосторожности
смерти человека (ч. 3 ст. 247 УК, ч. 2 ст. 248 УК, ч. 3 ст. 250 УК, ч.
3 ст. 251 УК; ч. 3 ст. 252 УК).
     В ряде статей УК в качестве вреда,  как условия уголовной ответс-
твенности,  фигурируют <тяжкие последствия> (ст.  246, 248, 249 УК). К
числу таких последствий надо отнести причинение вреда здоровью  людей,
гибель хотя бы одного человека,  распространение эпидемии и эпизоотии,
истребление ,  флоры и фауны в масштабах, которые обусловливают подрыв
материального  благосостояния определенного региона или заметно сказы-
ваются на снижении экономической  мощи  всего  государства.  К  весьма
серьезным последствиям закон относит массовые заболевания людей (ч.  3
ст. 247 УК). Практикой еще не выработан-критерий, посредством которого
заболевание можно считать массовым.  Не исключено, что им окажется за-
болевание не менее десятка граждан.  Среди вредных последствий указаны
причинение существенного вреда здоровью человека (ч. 3 ст. 252 УК) или
простого вреда человеческому здоровью (ч.  1 ст.  246 УК, ч. 2 ст. 247
УК,  ч. 1 ст. 248 УК, ч. 2 ст. 250 УК, ч. 2 ст. 251 УК). Представляет-
ся, что под существенным вредом здесь следует понимать как тяжкий, так
и  средней тяжести,  а просто вред оценивать как имеющий тяжесть менее
средней (причинение легкого вреда).
     В качестве  одного  из  достаточно  серьезных вредных последствий
предусматривается массовая гибель животных (ст.  246 УК,  ч. 2 ст. 247
УК,  ч. 2 ст. 250 УК). Критерий оценки массовости гибели животных дол-
жен,  видимо,  варьироваться в зависимости от общего количества живот-
ных, обитающих в определенном регионе или имеющихся в определенном хо-
зяйстве,  а также от того, насколько ценно и редко животное определен-
ного вида. При их общем малом количестве массовой можно считать гибель
нескольких десятков,  а при значительном количестве - нескольких сотен
и более животных. В качестве одного из негативных последствий упомина-
ется существенный вред животному,  растительному миру,  рыбным запасам
(ч.   ст. 250 УК, ч. 2 ст. 252 УК), а в ч. 1 ст. 250 УК говорится так-
же о существенном вреде лесному и сельскому хозяйству.
    Под этим  следует  понимать такое ухудшение окружающей среды,  при
котором заметно уменьшается численность животных,  дикорастущих расте-
ний,  рыб,  становится обычным явлением усыхание деревьев,  сокращение
урожайности сельскохозяйственных культур.
    Серьезным негативным  последствием может быть распространение эпи-
демии и эпизоотии (ч. 1 ст. 248 УК). По точному значению данного выра-
жения  под ним надо понимать широкое распространение инфекционного за-
болевания людей или заразной болезни животных, значительно превышающее
уровень обычной заболеваемости на данной территории.
    Одним из последствий экологического преступления  может  быть  су-
щественное изменение радиологического фона (ст. 246 УК), имеется в ви-
ду повышение стабильного уровня радиации,  при котором она  становится
опасной для здоровья людей и животных.
    В ряде случаев ответственность обусловлена любой степенью негатив-
ного изменения окружающей природной среды, вызванного действием право-
нарушителей в зоне экологического бедствия либо чрезвычайной  ситуации
(ч.  2 ст.  247, ч. 2 250 УК) или на территории заповедника, заказника
(ч. 2 ст. 250 УК).
    Ч. 2 ст. 252 УК предусматривает ответственность за причинение вре-
да зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам.  Под другими
интересами здесь можно понимать, например, необходимость строительства
дач,  создания парка культуры и отдыха,  устройства лодочной  станции,
постройки  здания водноспортивного клуба на определенном участке бере-
говой полосы, подвергаемом загрязнению.
    Таким образом, ответственность за экологическое преступление долж-
на наступать, как правило, при наличии вредных последствий для природ-
ной  среды.  Исключение составляют случаи нарушения правил:  обращения
экологически опасных веществ и отходов (ч.  1 ст. 247), за которое от-
ветственность  наступает  даже при возникновении угрозы причинения су-
щественного вреда здоровью человека или окружающей среде; охраны окру-
жающей среды, следствием чего являются существенное изменение радиоак-
тивного фона (ч.  1 ст.  246 УК) либо негативное  изменение  природных
свойств воздуха (ч.  1 ст. 251 УК), либо загрязнение морской среды ве-
ществами, вредными для людей и живых ресурсов моря (ч. 1 ст. 252 УК).
    Надо полагать,  что  угроза для окружающей среды - это возможность
такого ее изменения, при котором она становится опасной.для представи-
телей флоры и фауны.
    Применительно почти ко всем экологическим преступлениям  субъектом
преступления  может  быть  любое вменяемое лицо,  достигшее 16-летнего
возраста.  Исключение составляет лишь ст. 246 УК (нарушение правил ох-
раны окружающей среды при производстве работ), которая предусматривает
ответственность специального субъекта - лица, ответственного за соблю-
дение соответствующих правил. Отношение субъекта любого из экологичес-
ких преступлений к своему поведению,  означающему причинение  уголовно
наказуемого ущерба окружающей природной среде, может выражаться в фор-
ме умысла (прямого или косвенного) и неосторожности. По отношению же к
последствиям вина может быть только неосторожной. При наличии же умыс-
ла на последствие,  например, причинение смерти человека или вреда его
здоровью путем загрязнения природной среды, содеянное следует рассмат-
ривать как реальную совокупность преступлений,  то есть как  соответс-
твующее экологическое преступление и, например, убийство.

Возбуждение уголовного дела

Поводами к  возбуждению  дел об экологических преступлениях могут
быть любые из числа предусмотренных  уголовно-процессуальным  законом.
Во  многих случаях они возбуждаются по сигналам органов экологического
контроля. Положительный момент здесь заключается в том, что эти органы
достаточно  хорошо  ориентируются  в  разграничении административной и
уголовной ответственности  за  экологические  правонарушения,  помогая
следователям избегать необоснованного возбуждения дел по фактам, отно-
сящимся к сфере административной ответственности.
     Согласно письму  Минприроды  РФ  от 31.08.92 г.  <О требованиях к
оформлению и направлению материалов в  органы  прокуратуры  по  фактам
уголовно  наказуемых  нарушений природоохранного законодательства>,  -
орган экологического контроля при обнаружении им признаков экологичес-
кого  преступления должен направить в прокуратуру следующие документы:
1) сообщение о нарушении природоохранного законодательства с указанием
размера причиненного ущерба; 2) протокол о нарушении с указанием нару-
шенных нормативных актов, зоны, источника загрязнения, фамилии, имени,
отчества должностного лица, нарушившего экологические правила, обстоя-
тельств,  способствовавших нарушению; 3) заключение специалистов о ха-
рактере  нарушения,  размере ущерба;  4) приложения (акты лабораторных
исследований;  акты ранее проводившихся проверок; документы о принятых
мерах по устранению выявленных недостатков,  наказаниях, наложенных на
виновных;  постановления о приостановлении или  прекращении  работ  на
объекте  - источнике загрязнения;  копии ведомственных нормативных ак-
тов,  регламентирующих деятельность по обеспечению экологической безо-
пасности, которые оказались нарушенными.
     Аналогичные документы  представляют  органы  Госсанэпиднадзора  в
случаях санитарных нарушений.
     При ином повороте к возбуждению дела сомнения относительно доста-
точности для этого оснований могут быть разрешены в результате предва-
рительной проверки, проводимой по поручению следователя органом эколо-
гического контроля,  либо благодаря консультации,  получаемой от соот-
ветствующего специалиста.

Схема первоначального этапа расследования

Первоначальные следственные действия по делам рассматриваемой ка-
тегории,  последовательность  их проведения зависят от исходной ситуа-
ции.  В первой из них известны как место,  так и источник  загрязнения
окружающей  природной среды,  во второй - лишь загрязненная зона,  а в
третьей - только источник загрязнения.
     Во второй  ситуации  усилия следователя направляются на выявление
источника (или нескольких источников) загрязнения,  а в третьей  -  на
установление зоны (зон) загрязнения. В поисках как объекта, причастно-
го к загрязнению, так и загрязненных зон важное ориентирующее значение
имеет состав загрязняющих веществ. В ходе расследования устанавливает-
ся тип допущенного загрязнения - хозяйственно-бытовое,  производствен-
ное (промышленное). Кроме того, путем специальных анализов определяет-
ся природа загрязнения (за счет миненральных веществ,  то есть кислот,
щелочей, минеральных солей, песка, шлака; посредством органических ве-
ществ в виде органических кислот, остатков овощей, физиологических вы-
делений;  бактериального происхождения - с участием микроорганизмов, в
том числе болезнетворных бактерий).  Устанавливаются  также  состав  и
свойства загрязнений - химический состав взвешенных частиц и плавающих
в воде примесей,  активная реакция воды (водородный показатель), нали-
чие возбудителей заболеваний; превышение предельно допустимых концент-
раций вредных веществ (ПДК),  а также  другие  отклонения  показателей
состава и свойств воздуха либо воды от нормы.
     Если источник загрязняющих веществ уже известен,  получить предс-
тавление  о их составе можно путем ознакомления с технической докумен-
тацией,  в частности экологическим паспортом предприятия,  разрешением
органа экологического контроля на производство выбросов и стоков, доп-
росами работников данного объекта природохранных органов.  Зная состав
и  признаки этих веществ,  можно быстрее обнаружить места их локализа-
ции.  Если в начале работы по делу известен очаг загрязнения, получить
информацию  о  характере  загрязняющих веществ можно благодаря осмотру
места происшествия, допросам свидетелей-очевидцев, экспертным заключе-
ниям.
     Помощь могут оказать запрошенные  следователем  сведения  органов
экологического контроля о хозяйственных объектах,  в промышленных выб-
росах и стоках которых присутствуют вредные химические элементы и сое-
динения.
     При загрязнении водоемов поиски зоны  загрязнения  от  известного
источника  или  поиск источника от известной загрязненной зоны ведутся
вдоль водных путей, по которым могли распространиться загрязняющие ве-
щества.
     При загрязнении атмосферного воздуха поиски источника загрязнения
ведутся  в  направлении,  противоположном  направлению распространения
господствующих ветров,  а также в направлении,  откуда,  по показаниям
свидетелей, перемещалось облако загрязнения.
     Косвенные указания на источник загрязнения дают установленные при
проверках  на предполагаемых объектах факты резкого увеличения объемов
производства, ввода в эксплуатацию нового оборудования, нарушений тех-
нологического процесса, повышения количества бракованных изделий.
     Важное значение  на  первоначальном  этапе  расследования   имеют
следственные осмотры, допросы свидетелей, особенно очевидцев, работа с
документами и назначение некоторых экспертиз.

Следственный осмотр и эксперимент осмотра загрязненной зоны

К участию в осмотре рекомендуется пригласить в  качестве  специалистов сведущих лиц соответствующих профилей, например, в случае утечки химикатов - химика;  при наличии данных о гибели рыб  -  ихтиолога, работника рыбоохраны; при повреждении посевов - агронома; в случае радиоактивного заражения - дозиметриста.
     К осмотру  места аварийного сброса загрязняющих веществ целесооб-
разно привлечь представителей объекта - источника загрязнения, если он
уже известен (в частности,  технического директора,  старшего инженера
по охране природной среды),  лиц, прямо или косвенно причастных к заг-
рязнению.
     В ходе осмотра необходимо установить и зафиксировать вид осматри-
ваемого объекта и все его особенности,  могущие иметь значение для де-
ла.  Прежде всего определяются его наименование и другие общие данные,
например: участок суши,  озера,  пруда,  реки канала, сплавного рейда,
сельскохозяйственного угодья,  леса,  луга или  канализационная  сеть,
свалка  и  т.д.;  примыкающие к зоне загрязнения сельскохозяйственные,
лесные угодья,  огороды,  строения назначение,  категория водоема: для
питьевых, культурнобытовых нужд населения; промышленных или сельскохо-
зяйственных целей; нужд рыбного хозяйства (нагульная площадь, нерести-
лище,  миграционный путь и пр.);  нужд гидроэнергетики, водного транс-
порта,  лесосплава,  лечебно-оздоровительных целей.  Если загрязненный
участок суши приходится на объект со специальным режимом охраны, отме-
чается вид этого объекта (национальный парк, заповедник, заказник, во-
доохранная зона и т.д.).
     При осмотре загрязненного водоема отмечается степень прозрачности
воды (слегка замутнена,  полупрозрачна,  непрозрачна в тонком слое). В
случае загрязнения нагретым водотоком измеряется температура воды  (ее
повышение  сверх определенного уровня может ухудшить условия жизнедея-
тельности водных организмов). Необходимо установить и указать в прото-
коле осмотра наличие загрязняющих веществ на поверхности почвы, травы,
воды, льда, снега либо в придонном слое или на дне водоема, либо заце-
пившихся за камни,  коряги,  за свисающие над водой ветки кустарников,
деревьев; их цвет, запах, размерные характеристики (например, обильная
пена  на воде с запахом моющего средства,  высотой до 3 м,  на площади
50х30 м);  структуру и консистенцию (в частности,  масса пылеобразная,
желеобразная, волокнистая; жидкость густая, клейкая); степень выражен-
ности этих признаков (например,  запах очень слабый,  слабый,  заметно
выраженный, сильный, очень сильный).
     Необходимо отметить признаки изменения естественной окраски  рас-
тительности (коричневатые пятна на краях листьев, например от хлорово-
дорода; темные пятна - от сажи, окиси железа и пр.).
     Фиксируется наблюдаемое иногда при осмотре ненормальное поведение
животных или рыб,  иных водных организмов. Например, сильное возбужде-
ние рыб, их выскакивание из воды, опрокидывание на бок, судороги, отк-
рытость рта и жаберных крышек вследствие попадания в водоем значитель-
ных масс минеральных удобрений либо фенола,  иных отравляющих веществ,
веерообразные движения,  опускание в толщу воды головой вниз, замедле-
ние  дыхательного  ритма,  отсутствие реакций на внешние раздражители,
плавание вверх брюхом, захват пузырьков воздуха на поверхности воды.
     При осмотре погибшей рыбы отмечаются: а) вид; б) размеры; в) позы
(наличие или отсутствие изогнутости тела);  г) цвет и яркость наружных
покровов (тусклые, блестящие); д) состояние различных частей: рта, жа-
бер (открыты, закрыты), жаберного аппарата (цвет, побледнение, целост-
ность  жаберных  лепестков,  отеки жаберной ткани),  глаз (выпучивание
глазных яблок, кровоизлияния), плавников (целостность плавниковой кай-
мы),  чешуйчатость покрова (целостность,  ерошение); е) повреждения на
теле (язвы и  другие,  их  количество,  локализация,  форма,  размеры,
цвет);  д)  наличие наслоений - светло-серой слизи (появляющейся в ре-
зультате отравления кислотой) или  темно-коричневой  (возникающей  при
отравлении гуминовой кислотой либо гидратом окиси железа), газовых пу-
зырьков;  е) потеря чешуи, травмы, кровоподтеки на жабрах; ж) нахожде-
ние инородных предметов между жаберными лепестками; з) запах, издавае-
мый рыбой.
     Подсчитывается и  указывается в следственном протоколе количество
погибших рыб (в абсолютном или относительном выражении), отмечаются их
размерные характеристики (например, на каждом из взятых выборочно двух
участков пруда возле берега, на площади 1 кв. м оказалось в среднем по
35 экземпляров погибших карпов и карасей, а на каждом из трех участков
в центре пруда - в среднем 27 экземпляров;  вес погибших рыб  составил
от 50 г до 1,3 кг).
     Рекомендуется принять меры к поиску: следов транспортных средств,
с которых могли быть сброшены загрязняющие вещества;  тары из-под заг-
рязняющих веществ;  кучи сваленных отходов,  отбросов,  мусора; следов
отекания в водоем жидких загрязнителей, например навозной жижи.
     При осмотре пораженных загрязнением сельскохозяйственных  культур
устанавливаются их вид и разновидность (зерновые - рожь,  пшеница, яч-
мень, овес, кукуруза и пр.; масличные, например подсолнечник; крупяные
- гречиха,  просо; бобовые - бобы, горох, вика; технические культуры -
лен, конопля, джут; кормовые травы - клевер, люцерна; овощи - капуста,
свекла,  морковь и др.;  посадки плодовых деревьев,  ягодных кустарни-
ков).
     Фиксируются: находящаяся  под  соответствующей культурой площадь,
степень полеглости стеблей (слабая, средняя, полная); загрязняющие ве-
щества, их интенсивность, цвет и запах.
     При осмотре загрязненной почвы на площадях, не занятых сельскохо-
зяйственными  культурами,  устанавливаются  и фиксируются в протоколе:
вид угодья (луг, пар, вспаханное поле); тип почвы (чернозем, суглинок,
песчаник, подзол, серозем, каштановая); наличие, характер, особенности
загрязняющих веществ (твердые,  жидкие отходы производства, иные вред-
ные вещества,  их цвет,  запах);  интенсивность загрязнения (сплошное,
локальное);  площадь,  пораженная загрязнением;  глубина проникновения
жидких загрязняющих веществ в почву.
     При обнаружении трупов  животных,  предположительно  погибших  от
загрязнения природной среды, устанавливается и указывается в протоколе
их вид (коровы,  овцы, свиньи и т.д.); количество каждого вида; место-
расположение трупов  относительно  источника загрязнения,  предположи-
тельно загрязненного водоема или корма.  Фиксируются позы трупов, сос-
тояние рта, глаз, наличие рвотных масс.
     При осмотре рекомендуется по возможности применить  научно-техни-
ческие средства: а) сфотографировать, запечатлеть посредством видеоза-
писи загрязненную территорию,  следы  загрязнения  и  его  последствия
(трупы животных, рыб, пораженную растительность); 6) при помощи выдео-
записывающей камеры зафиксировать продолжающийся  выброс  вредных  ве-
ществ;  в) применить газоанализатор,  проверить степень чистоты атмос-
ферного воздуха.
     Необходимо взять пробы объектов, пораженных загрязнением.
     Пробы воздуха берутся из разных мест загрязненной зоны  (в  насе-
ленных пунктах с интервалом 0,5-5 км,  с учетом рельефа местности, ко-
личества и расположения источников загрязнения,  на высоте 1,5-3,5 м),
обычно при помощи электрического аспиратора.
     Пробы воды отбираются в местах сброса в водоем сточных вод и  на-
хождения  погибшей  рыбы,  на  0,5-1 км выше предполагаемого источника
загрязнения и на таком же расстоянии ниже загрязненного участка (в 5-7
пунктах, лучше на фарватере, по 1,5- 2 л из каждого пункта).
     При загрязнении водоема нефтью или нефтепродуктами специалист  по
поручению следователя пробоотборником изымает пробы вещества пленок (в
2-3 точках в центральной части загрязнения и в 2-3 пунктах на его кра-
ях).
     Пробы планктона берутся с планктонной сетки после пропускания че-
рез нее 50-100 л воды.
     Пробы почвы изымаются с пробных площадок,  каждая  размером:  при
однородном почвенном покрове - 1-5 га,  при неоднородном покрове - 0,5
- 1 га, из разных глубин (обычно до 2 см).
     В пробы  больных,  недавно погибших рыб,  птиц,  а также растений
включается по нескольку экземпляров каждого вида (не менее 5 штук).  В
качестве  образца  для сравнения желательно изымать здоровые рыбы того
же вида и размера - из благополучного соседнего водоема или непоражен-
ного  участка того же водоема.  При невозможности немедленной доставки
таких проб в лабораторию специалист консервирует их,  например  с  по-
мощью этилового спирта.
     Целесообразно направлять изъятые пробы на анализ без  промедлений
(не позднее одних суток).
     Анализы проб воды производятся  в  гидрохимических  лабораториях,
воздуха - в лабораториях химии атмосферы, почвы - в агрохимических ла-
бораториях местных природоохранных органов.
     Пробы химических,  биологических,  бактериологических веществ бе-
рутся вместе с образцами материалов,  которые ими пропитаны или на ко-
торых они адсорбированы.  Повышенный уровень радиации замеряется дози-
метристом и результат фиксируется в протоколе осмотра.

Осмотр источника загрязнения и вещественных доказательств

По мере надобности к осмотру источника загрязнения следует  привлечь  соответствующих  специалистов  -  проектировщика предприятия или
очистного сооружения данного типа,  инженера-технолога, работника инспекции по охране атмосферного воздуха или воды.
     Необходимо присутствие при осмотре работников осматриваемого объекта,  например,  представителей предприятия, чья деятельность так или
иначе связана с загрязнением.
     При осмотре  очистного  сооружения рекомендуется установить и за-
фиксировать в протоколе осмотра: а) вид сооружения (общезаводское, це-
ховое, его назначение); б) местоположение водоочистного сооружения от-
носительно ближайшего населенного пункта (выше, ниже по течению реки);
в) метод очистки (химический,  физический,  биологический, смешанный);
г) конструктивное оформление (наличие фильтров,  их  вид,  песколовок,
решеток,  отстойников,  полей фильтрации, биологических прудов, иловых
площадок,  биокоагуляторов,  осветителей, ограждений, освещения, конт-
рольно-измерительной аппаратуры (в частности, используемой для замеров
расхода воздуха и активного ила), автоматизированных устройств (напри-
мер,  для  дозированной подачи реагентов,  механического обезвоживания
осадков);  д) состояние, исправность (особенно фильтров); е) соответс-
твие проекту, технологическому регламенту (соблюдение времени пребыва-
ния воды в отстойнике,  проектной нагрузки, необходимого времени аэра-
ции сточных вод, равномерности подачи воды на фильтры в течение суток,
дозировки и раномерности подачи хлора,  времени его контакта с очищае-
мыми водами,  своевременности удаления ила, шлама из контактных резер-
вуаров); ж) скорость движения очищаемых вод через сооружение и его от-
дельные звенья; з) наличие следов ремонта, дооборудования.
     Очень важно осмотреть  газоочистную  пылеулавливающую  установку.
Перед  осмотром  принимаются  необходимые меры безопасности (установка
отключается от газового потока,  охлаждается до температуры не более +
50°С).  При  осмотре отмечаются исправность или дефектность установки,
вид,  состав очищающего агента,  соответствие фактических  показателей
работы  регламентным.  Состав воздуха на входе в установку и выходе из
нее определяет специалист с помощью газоанализатора.
     В случае загрязнении атмосферного воздуха определяются и фиксиру-
ются местоположение газово-пылевых выбросов;  границы санитарно-защит-
ной  зоны  и по возможности территории,  на которой осели загрязняющие
вещества; присутствие и характер посторонних запахов; наличие застроек
возле источника загрязнения; метеорологические условия в момент осмот-
ра (температура воздуха, осадки, направление ветра).
     В месте  наибольшей  концентрации загрязняющих веществ отбираются
образцы воздуха.
     При осмотре загрязненных сточных вод следует отметить: цвет воды,
степень ее прозрачности - до поступления на водоочистное сооружение  и
по выходе из него.
     Рекомендуется взять пробы воды из мест перед очистным сооружением
и после него,  а также из канализационной системы и водоема, в который
сбрасываются сточные воды (в пределах 500 м от места впадения  сточных
вод).
     Целесообразно запечатлеть объект осмотра путем  серии  фотосъемок
(ориентирующей, обзорной, узловой).
     В протоколе осмотра необходимо указать: а) наименования, виды ос-
матриваемых  объектов  (производственный участок,  цех,  оборудование,
очистное сооружение, канализационная сеть, двор для хранения отходов);
б) назначение объектов осмотра,  то есть выполняемые ими функции (про-
изводство,  хранение, транспортировка определенных изделий, сырья, ма-
териалов,  перевозка,  складирование отходов,  эвакуация нечистот); в)
особенности состояния осматриваемых объектов, которые могли обусловить
загрязнение окружающей  среды  (например,  неисправность оборудования,
очистного сооружения);  г) характер загрязняющих выбросов (фаза жидкая
или  газообразная,  объем  значительный или небольшой,  цвет,  площадь
участка, на который выпали загрязняющие вещества).
     В ходе  осмотра передвижного источника загрязнения необходимо ус-
тановить и зафиксировать прежде всего вид передвижного источника (неф-
теналивное или иное судно,  баржа, автомашина, прицеп, полуприцеп, же-
лезнодорожный вагон или платформа и т.д.),  его номерной знак. Скрупу-
лезному  обследованию  надо  подвергнуть все наружные и внутренние по-
верхности передвижного объекта, который, согласно предположению, явил-
ся  источником  загрязнения.  При этом отмечаются имеющиеся наслоения,
остатки загрязняющих веществ,  а также их следы в виде потеков, брызг,
капель,  иных  помарок  с указанием их локализации (например,  на дне,
внутренних поверхностях бортов  кузова  автомашины).  Определяются  их
структура (твердое монолитное, порошкообразное, вязкое, жидкое вещест-
во и т.д.),  окраска и запах. Последний обозначается по аналогии с ка-
ким-либо широко известным запахом (например,  напоминает запах гашеной
извести,  тухлых яиц, гнилого сена). В иных случаях может быть отмече-
но, что ощущается запах, характерный для определенного химического со-
единения (бензина,  керосина,  ацетона, аммиака и т.д.) или <ощущается
неприятный запах>.  Указывается сила воздействия запаха (запах слабый,
средней силы или острый, резкий).
     При обнаружении  на передвижном объекте загрязняющих веществ изы-
мается образец каждого из них.  Твердое монолитное  и  порошкообразное
вещество, вязкая масса отделяются с помощью лезвия ножа и помещаются в
чистую стеклянную посуду с плотной укупоркой.  В такую же посуду поме-
щается образец жидкого загрязняющего вещества,  изымаемый либо по воз-
можности чистой ложкой (лучше из химически  нейтрального  материала  -
пластмассы), либо путем пропитывания им стерильной марли, не разрушае-
мой изымаемой жидкостью.
     В качестве  вещественных  доказательств  по делам рассматриваемой
категории иногда используются загрязненные предметы  одежды,  головные
уборы, обувь лиц, причастных к загрязнение природной среды. Чаще всего
ими являются водители- транспортных средств,  с  которых  производился
сброс загрязняющих веществ,  а также грузчики и разнорабочие, участво-
вавшие в сбросе. Вещественными доказательствами могут оказаться и инс-
трументы,  в частности лопаты,  вилы,  ломы,  применявшиеся для сброса
загрязняющих веществ.
     В протоколе  осмотра  отражается  факт  наличия  на осматриваемых
предметах какихлибо веществ,  отмечаются  консистенция  последних,  их
цвет и запах.
     Образцы загрязняющих веществ по возможности отделяются от предме-
тов-носителей и упаковываются так же, как в случае осмотра передвижно-
го источника загрязнения. При малых количествах приставших веществ, их
прочном сцеплении с воспринимающим материалом (например,  пропитывании
ткани одежды) они изымаются без предварительного отделения,  вместе  с
предметами, на которых обнаружены.

Следственный эксперимент

Следственный эксперимент  по делам данной категории обычно связан
с проверкой работы производственного оборудования,  очистных  сооруже-
ний,  иных технических средств для установления, опасны ли они с точки
зрения загрязнения окружающей среды и если да, то в какой мере.
     Необходимо предварительно  ознакомиться с инструкцией по эксплуа-
тации соответствующего технического средства и строго руководствовать-
ся  ею  в процессе опытных действий.  Существенная роль в подготовке и
проведении такого эксперимента отводится специалистам. В качестве спе-
циалистов следует приглашать лиц, компетентных в устройстве и примене-
нии техники,  подлежащей проверке, а также лиц, сведущих в определении
кондиционности,  степени загрязненности выбрасываемых проверяемыми ме-
ханизмами сточных вод, паро-, газопылевых образований или уровня излу-
чаемой ионизирующей радиации.
     Приведение в действие соответствующей техники  может  осуществить
достаточно опытный производственник (инженер, техник, высококвалифици-
рованный рабочий),  а произвести замеры загрязняющих факторов - не за-
интересованный в исходе дела сотрудник заводской аналитической лабора-
тории (например,  с родственного предприятия) или лаборатории  госинс-
пекции нужного профиля.  Так,  например,  к определению кондиционности
газопылевых выбросов можно привлечь работника санэпидстанции или Госу-
дарственной  инспекции  по  охране атмосферного воздуха,  а к проверке
степени загрязненности сточных вод - гидрохимической лаборатории,  ко-
торые имеются в системе Министерства охраны окружающей среды и природ-
ных ресурсов.
     Полезно предварительно  с  участием  специалистов осмотреть место
предстоящего эксперимента и составить план его проведения.
     Понятых следует подбирать из числа граждан, знакомых с оборудова-
нием и технологией производства на проверяемом объекте. Это предостав-
ляет  дополнительные гарантии достаточной точности действий при экспе-
рименте и объективности его результатов.
     К числу критериев допустимости эксперимента по делам рассматрива-
емой категории относятся обеспечение безопасности для жизни и здоровья
участников  опытных действий,  недопустимость причинения существенного
материального ущерба предприятиям или  отдельным  гражданам,  а  также
исключение серьезного, крупномасштабного загрязнения окружающей среды.
     До начала эксперимента необходимо опросами работников проверяемо-
го  объекта установить,  что условия намеченных опытных действий соот-
ветствуют тем,  в которых осуществляется обычная производственная дея-
тельность.  По мере надобности условия варьируются,  например,  работа
очистных сооружений проверяется при различных количествах фильтров.
     Кроме выяснения надежности очистных сооружений,  путем следствен-
ного эксперимента приходится устанавливать  концентрацию  вредных  ве-
ществ в выбросах на конкретном объекте,  объем выбросов с вредными ве-
ществами за некоторый отрезок времени и др.

Допросы свидетелей

У свидетелей-очевидцев загрязнения природной среды, в связи с которым возбуждено дело,  выясняются обстоятельства этого факта:  когда,
на каком месте,  при каких обстоятельствах свидетель наблюдал  процесс
загрязнения  или обнаружил его признаки;  что представляет собой место
загрязнения (участок озера, пруда, реки, поля, леса, луга и т.д.); ка-
ковы  были  характер,  интенсивность,  масштабы загрязнения (примерная
площадь пораженной территории,  признаки загрязняющего вещества, в том
числе его структура, консистенция, цвет, запах, толщина слоя).
     Важное значение могут иметь показания свидетелей-очевидцев  отно-
сительно  того,  откуда,  в каком направлении распространялись вредные
вещества,  из какого источника они происходили, в частности, из какого
передвижного  источника  произведено  загрязнение и кем в таком случае
осуществлен сброс загрязняющих веществ; как вели себя работники объек-
та  - источника загрязнения (принимали меры к прекращению загрязнения,
предотвращению его вредных последствий  или  бездействовали,  скрывали
следы содеянного и т.д.).
     Для последующего установления источника загрязнения важны показа-
ния очевидца о метеорологических условиях во время происшествия (осад-
ки, ветер, его сила и направление).
     У руководителей  предприятия - источника загрязнения,  его цехов,
смен, мастеров, рядовых рабочих выясняется порядок организации рабоче-
го процесса,  его соответствие нормативным требованиям;  степень осна-
щенности производства очистными сооружениями и  установками,  качество
последних, режим  их эксплуатации,  его соответствие регламентным нор-
мам; что свидетелю известно о нарушении природоохранных правил на дан-
ном объекте,  из каких источников;  когда, при выполнении каких работ,
каким образом нарушены правила,  кто являлся очевидцем  этого;  каково
качество технической оснастки объекта, являются ли экологически надеж-
ными применяемое на  объекте  оборудование,  технологический  процесс,
очистные устройства; на кого возложена ответственность по эксплуатации
очистных установок,  имели ли место сверхнормативные  выбросы  вредных
веществ и если да, то по какой причине.
     На допросах работников природоохранной службы объекта - источника
загрязнения наряду с обстоятельствами происшествия, по которым ведется
расследование, выясняется состояние объекта с точки зрения безопаснос-
ти для окружающей среды,  степень ее обеспеченности собственной приро-
доохранной службой.
     Пристальное внимание  при допросах свидетелей должно быть уделено
выяснению состояния контроля за экологической безопасностью производс-
тва на данном объекте,  в какой мере объект оснащен контрольно-измери-
тельной аппаратурой,  приборами для определения степени загрязненности
атмосферного воздуха, сточных вод.
     При установлении факта загрязнения окружающей среды в  результате
деятельности  данного  хозяйственного объекта у свидетелей выясняется,
какова,  по их мнению, причина загрязнения и по чьей вине оно произош-
ло.

Судебные экспертизы

По делам  рассматриваемой  категории  проводятся  самые различные
экспертизы. Ниже указываются основные задачи, решаемые в рамках каждой
из них.
     Вопросы, касающиеся природы,  концентраций вредных веществ, реша-
ются в рамках судебно-химической экспертизы.  С ее помощью можно полу-
чить ответы на вопросы о том, имеются ли в данных образцах (воды, воз-
духа,  почвы)  загрязняющие вещества (компоненты,  не присущие их нор-
мальному составу),  и если да,  какие именно и в каких  концентрациях,
превышают ли они предельно допустимые;  относится ли данное вещество к
разряду токсичных химических препаратов, активно воздействующих на ор-
ганизм человека и окружающую природную среду; воздействующих на озоно-
вый слой земли. Эксперт-химик способен определить вид массы, компонен-
том которой могло быть данное вещество (минеральное удобрение,  живот-
новодческий сток и т.д.);  ответить на вопрос о времени, в течение ко-
торого  может  сохраниться  то  или иное вещество в определенной среде
(воде,  почве);  установить, какие химические соединения могли образо-
ваться  в  результате  реакции с вредными веществами,  содержащимися в
данных газово-пылевых выбросах или сточных водах; определить, однород-
ны ли данное вещество, изъятое с места загрязнения, и образец вещества
с такого-то объекта.
     Посредством токсикологической экспертизы устанавливается содержа-
ние в представленных объектах (пробах воздуха,  воды,  почвы) ядовитых
веществ, вредных для здоровья людей, животных, птиц, рыб.
     Радиологичсская экспертиза позволяет обнаружить в  представленных
объектах радиоактивные изотопы и определить их вид.
     Благодаря биологической экспертизе определяется наличие в  иссле-
дуемых объектах вредных биологических, бактериологических веществ, ус-
танавливается их вид и концентрация.
     В результате производства технической экспертизы можно установить
непосредственные технические  причины  загрязнения  окружающей  среды.
Кроме  того,  эксперттехник  может установить соответствие требованиям
экологической  безопасности  технической  документации,  оборудования,
очистных сооружений, процесса очистки выброса, сточных вод, используе-
мых сырья, материалов, топлива.
     Эксперт может  установить,  исправно  ли определенное техническое
средство, а если нет, то в чем неисправность выражается, по какой при-
чине  возникла,  как влияет на экологическую безопасность;  имелась ли
техническая возможность для ее своевременного обнаружения  и  устране-
ния.
     Разновидностью технической является  технологическая  экспертиза.
Круг решаемых ею вопросов обычно таков: а) соответствует ли технологи-
ческий режим (технология очистки газово-пылевых выбросов, сточных вод)
утвержденному проекту (нормативным требованиям), а если нет, в чем не-
соответствие выражается и как  влияло  на  экологическую  безопасность
производства;  б)  соблюдены  ли в данном случае технологические нормы
водопользования,  и если нет, в чем выразились отклонения от норматив-
ного расхода воды;  в) каковы причины отклонения технологического про-
цесса от нормативных требований;  г) обоснованны ли такие-то изменения
технологического процесса с точки зрения обеспечения экологической бе-
зопасности производства;  д) каковы технологические причины газово-пы-
левых выбросов (или сброса сточных вод) в объеме (либо с концентрацией
вредных веществ), превышающем предельно допустимые.
     На разрешение  гидротехнической экспертизы ставятся следующие ос-
новные вопросы: а) соответствуют ли проекту водные коммуникации предп-
риятия,  данное водоочистное сооружение и фактический режим оборотного
водоснабжения, обеспечивают ли они экологическую безопасность; б) исп-
равно ли данное водоочистное сооружение,  и если нет,  в чем неисправ-
ности заключаются и как они влияют на экологическую  безопасность;  в)
не  нарушены  ли правила экологической безопасности при выполнении та-
ких-то работ (ликвидации закупорки,  прорыва, устранении дефектов вод-
ных коммуникаций и т.д.).
     При назначении строительно-технической экспертизы перед эксперта-
ми ставятся обычно следующие основные вопросы:  а) насколько правильно
проведены проектные и изыскательские работы; правильно ли выбраны мес-
та под поля орошения,  фильтрации, станцию почвенной очистки; 6) допу-
щены ли при производстве строительно-монтажных  работ  отступления  от
проекта, и если да, в чем они выразились и могли ли негативно повлиять
на качество объекта в отношении его экологической безопасности; в) со-
ответствуют ли строительно-монтажные работы,  произведенные при возве-
дении такого-то объекта, требованиям экологической безопасности (в том
числе строительным нормам и правилам,  нормативным требованиям сбрасы-
вания сточных вод и газовопылевых выбросов),  обеспечено ли строитель-
ство надежной системой канализации, иными средствами отведения, очист-
ки сточных вод, а если нет, в чем несоответствие требованиям выражает-
ся.
     Посредством агротехнической экспертизы решаются  вопросы:  какова
причина гибели (или повреждения) сельскохозяйственных культур; наруше-
ны ли обеспечивающие экологическую безопасность агротехнические прави-
ла при выполнении таких-то работ (хранении,  транспортировке, примене-
нии удобрений,  ядохимикатов, использовании воды для полива); правилен
ли установленный в данном хозяйстве порядок хранения, транспортировки,
использования удобрений (или ядохимикатов),  в чем заключаются отступ-
ления  от  надлежащего  порядка;  могли  ли данные загрязнения вызвать
вредные последствия для сельскохозяйственного производства.
     Аналогичные вопросы  применительно к лесному хозяйству решаются в
рамках лесотехнической экспертизы.
     В некоторых случаях следователю приходится обращаться к зоотехни-
ческой экспертизе.  С ее помощью можно установить  причины  и  степень
порчи кормов для животных (или воды для питья),  не связана ли порча с
воздействием на корма (или воду)  определенных  загрязняющих  веществ.
При версии о наличии связи между экологическими нарушениями и уменьше-
нием продуктивности животных перед  экспертом-зоотехником  может  быть
поставлена задача установить,  не является ли снижение упитанности оп-
ределенных животных (или удойности коров) результатом нарушения эколо-
гических правил и,  в частности, вызванного им загрязнения кормов (или
воды для питья),  не нарушены ли обеспечивающие безопасность зоотехни-
ческие  правила при выполнении определенных работ по уходу за животны-
ми, и если да, то какие именно.
     Гидрометеорологическая экспертиза  назначается  при необходимости
решить примерно следующие вопросы:  а) в каком направлении и на  какой
площади  могли распространиться определенные загрязняющие вещества от-
данного источника выбросов при таких-то метеорологических условиях; б)
какова должна быть концентрация выброшенных данным объектом загрязняю-
щих веществ на такой-то территории в зависимости от  таких-то  условий
(расстояние от объекта до зоны загрязнения, высота выводных труб, объ-
ем выбросов,  направление и скорость ветра, температура воздуха); в) в
какое  время  года и за какой промежуток времени такие-то загрязняющие
вещества могли переместиться на определенное расстояние на данном  во-
доеме;  г)  могли ли ядохимикаты с такого-то объекта попасть на данную
территорию воздушным путем.
     Задачами судебно-медицинской   экспертизы  являются  установление
причины, механизма заболевания или смерти человека, действительных или
возможных последствий для людей загрязнения природной среды,  создания
реальной угрозы для здоровья людей вследствие нарушения правил обраще-
ния экологически опасных веществ и отходов, факта нарушения санитарных
норм при выполнении определенных работ.
     В компетенцию судебно-ветеринарной экспертизы входит решение воп-
росов о непосредственных причинах,  механизме,  обстоятельствах гибели
или  заболевания  животных,  действительных или возможных последствиях
для животных загрязнения природной  среды  определенным  хозяйственным
объектом (каковы  непосредственные  причины гибели или заболевания жи-
вотных, птиц; не является ли причиной этого попадание таких-то веществ
в таких-то концентрациях в воду или воздух,  пищу; не могло ли вызвать
гибель или заболевание животных попадание в их  организм  вредных  ве-
ществ в связи с выполнением определенных хозяйственных операций.
     На разрешение ихтиологической экспертизы чаще всего ставятся воп-
росы:  а) каковы непосредственные причины гибели (или заболевания) рыб
в данном водоеме; не явилось ли причиной этого наличие в воде таких-то
вредных веществ в таких-то концентрациях; б) содержатся ли в представ-
ленных экземплярах рыб вещества,  вредные для их жизнедеятельности; в)
причинен ли ущерб рыбокормовым организмам, и если да, в какой степени;
каковы перспективы восстановления микробиологической  среды  в  данном
водоеме.
     В рамках рыбохозяйственной экспертизы чаще всего решаются  вопро-
сы: а) нарушены ли в данном случае правила охраны рыбных запасов и ес-
ли да,  какие именно;  б) существует ли угроза причинения вреда рыбным
запасам  вследствие таких-то действий (отведения в водоем сточных нео-
чищенных вод и др.);  в) вызвано ли сокращение мест  нагула,  нереста,
обитания рыб загрязнением воды, пробы которой предоставлены для иссле-
дования; г) не лишился ли данный водный объект рыбохозяйственного зна-
чения в результате загрязнения.
     В результате производства экологической экспертизы решаются в ос-
новном следующие вопросы:  а) соответствует ли технический проект дан-
ного предприятия требованиям экологической безопасности,  если нет,  в
чем несоответствие выражается;  б) присущи ли данному региону признаки
зоны экологического бедствия и при утвердительном ответе,  в  чем  они
выражаются; в) относится ли данный регион к числу нуждающихся в особой
экологической защите,  если да,  к какой категории он относится (запо-
ведник, заказник, национальный природный парк, памятник природы, зеле-
ная зона);  г) представляет ли данный вид  хозяйственной  деятельности
угрозу для здоровья людей,  представителей животного или растительного
мира;  д) создало ли угрозу причинения существенного вреда  окружающей
среде  нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отхо-
дов.

Работа с документами

Работа с документами включает в  первую  очередь  ознакомление  с
нормативными документами, регламентирующими деятельность по охране ок-
ружающей среды на хозяйственных объектах.  В частности,  целесообразно
ознакомиться  с документами по контролю за газоочистными и пылеулавли-
вающими установками:  инструкциями по составлению  отчетов  по  охране
воздуха и воды (ф.  № 2-ТП-воздух и ф.  №2 ТП-водхоз.),  экологическим
паспортом предприятия.  Консультации о соответствующих нормативных ак-
тах можно получить у работников объекта - источника загрязнения и сот-
рудников органа экологического контроля.
     Изучение документов,  отражающих  состояние  различных объектов в
экологическом отношении и позволяющих выяснить важные для дела обстоя-
тельства, могут значительно облегчить расследование.
     Ниже приводятся вопросы и  относящиеся  к  их  решению  документы
(данные).
     1. Какие объекты связаны с коммуникациями, через которые произве-
дено  загрязнение окружающей среды - карты и схемы канализационных пу-
тей населенного пункта.
     2. Какова локализация участка территории, подвергшегося загрязне-
нию, и путей распространения загрязняющих веществ - схемы: участка ре-
ки  (полученная  в инспекции рыбоохраны),  канализационной сети города
или предприятия, мазутного хозяйства.
     3. Каков  режим  региона и проверяемого объекта в природоохранном
отношении - а) решения администрации региона об  отводе  санитарно-за-
щитной зоны вокруг предприятия,  водоема,  переселении жителей из нее;
б) разрешение природоохранного контролирующего органа на водопользова-
ние  и  сброс сточных вод (данные об условиях сброса,  времени спуска,
допустимой концентрации вредных веществ,  требования к очистным соору-
жениям).
     4. Не явился ли определенный объект  источником  загрязнения:  а)
журнал  учета  водопотребления (ф.  ПОД-II и ПОД-12);  б) журнал учета
стационарных источников загрязнения;  в) журнал учета качества сбрасы-
ваемых вод (ф.  ПОД-13); г) журнал операций со сточными водами и мусо-
ром;  д) журнал эффективности очистки сточных вод; е) журнал учета ра-
боты газоочистных и пылеулавливающих установок.
     5. Имеются ли на объекте очистные сооружения и установки;  каковы
их состояние,  данные о работе, действия по очистке выбросов, стоков -
а) проекты предприятия, водоочистных сооружений, газоочистных и пылеу-
лавливающих  установок;  паспорта на них (данные о их надежности);  б)
акты-предписания по форме №2,  акты о приемке установок, удостоверения
о качестве монтажа (данные о состоянии установок и лицах, работающих в
них);  в) справки (акты) о дефектах очистных сооружений, канализацион-
ных объектов;  наряды, акты о их ремонте; г) журналы операторов очист-
ных сооружений,  энергетических объектов - котельных, теплоцентралей и
др.  (данные о нарушениях в работе соответствующих установок); д) жур-
налы производственных участков и механизмов,  отражающие  действия  по
очистке,  в том числе журналы сменных инженеров,  наряды на работу га-
зоспасательных отрядов (данные о времени сброса воды, ее качестве пос-
ле очистки,  времени ее выпуска, выбросах в атмосферу, газспасательных
операциях, лицах, производивших соответствующие работы).
     6. Каковы  на  объекте источники загрязненных выбросов,  объемы и
интенсивность загрязнений - а) 'отчеты: по форме <2 ТП-воздух> (данные
об источниках выбросов,  количестве задерживаемых и выбрасываемых заг-
рязняющих веществ, работе газоочистных установок) и по форме <2ТП-вод-
хоз>  (данные  о  забираемых и сбрасываемых водах,  аварийных сбросах,
мощности водоочистных сооружений); б) журналы учета на объекте исполь-
зуемой воды,  сточных,  вод, жидких промышленных отходов, газообразных
выбросов; в) книги (журналы) учета промышленных отходов; акты о приня-
тии  отходов на свалки (данные о характере и количестве отходов,  кон-
центрации в них загрязняющих веществ); г) журналы регистрации анализов
заводской санитарной лаборатории; карты отбора проб (данные о санитар-
ном состоянии объекта,  концентрации ядовитых веществ в сточных  водах
или атмосферном воздухе, условиях произведенных анализов).
     7. Насколько существующая на  объекте  нормативная  регламентация
деятельности  обеспечивает  безопасность  производства  для окружающей
среды:
     а) инструкции по эксплуатации оборудования, очистных сооружений;
     б) приказы и распоряжения,  устанавливающие права  и  обязанности
должностных лиц,  ответственных за безопасное для окружающей среды ве-
дение работ;
     в) технологические карты и регламенты;
     г) соответствующие ГОСТы и ТУ (данные о допустимом уровне загряз-
ненности  окружающей  среды,  сопряженном с определенными техническими
средствами и технологическим процессом);
     д) разрешение  на  складирование  (захоронение)  загрязняющих ве-
ществ.
     8. Насколько фактический порядок деятельности, а также используе-
мые оборудования, очистные сооружения соответствуют требованиям охраны
окружающей  среды:  а)  документы,  отражающие техническое обеспечение
экологической  безопасности:  положение  о  предупредительном  ремонте
очистных  сооружений;  график  ремонтов;  график проведения химических
анализов;  журнал технических осмотров очистных сооружений; журнал эф-
фективности очистки сточных вод и работы участка обезвоживания; вахто-
вый журнал промышленной установки;  б)  акты  реконструкции,  ремонта,
сдачи  в  эксплуатацию и послеремонтных работ сооружений,  в том числе
очистных,  приложения к ним в виде схем и чертежей; в) приказы, распо-
ряжения  на сброс сточных вод (данные о степени безопасности сбросов с
точки зрения охраны окружающей среды от загрязнений);  г) книги  учета
дежурств; докладные записки обслуживающего персонала (данные об откло-
нениях от установленного порядка работы,  вызвавших или способных выз-
вать загрязнение окружающей Среды,  и причинах отклонений); д) журналы
учета внесения в почву удобрений,  использования пестицидов, иных ядо-
химикатов.
     9. Имелись ли ранее на объекте факты загрязнения окружающей  сре-
ды; принимались ли меры для их предотвращения; каковы были отрицатель-
ные последствия загрязенений: а) решения администрации региона, жалобы
населения  и  работников  в связи с фактами нарушения природоохранного
законодательства на объекте; б) материалы специальных проверок, прове-
денных природоохранными,  иными контролирующими органами:  акты специ-
ального расследования,  заключения инспекторов (например, о количестве
и  стоимости погибшей вследствие загрязнения рыбы);  приложенные к ним
фотоснимки,  схемы,  объяснения должностных лиц: протоколы о нарушении
порядка  сброса  сточных вод;  акты-предписания,  отражающие ежегодные
технические осмотры Очистных установок;  протоколы о  наложении  адми-
нимстративных взысканий за нарушение природоохранных правил';  журналы
регистрации анализов,  проведенных в лаборатории химии атмосферы мест-
ного  экологического органа;  акты обследований атмосферного воздуха в
местном центре Государственного санитарноэпидемиологического  надзора;
приказы,  распоряжения о ликвидации последствий загрязнения окружающей
среды,  мерах по предотвращению попадания загрязняющих веществ в кана-
лизационную  сеть,  сточные  воды предприятия;  в) материалы проверок,
проведенных природоохранной службой предприятия.
Последующий этап расследования

Дополнительные допросы свидетелей

Основная задача  этих  допросов- установить,  какие экологические
нарушения выявлялись на предприятии - источнике  загрязнения  ранее  и
как реагировали должностные лица на результаты проверок и соответству-
ющие предписания.  Наряду с этим могут быть выяснены и  другие  важные
для дела обстоятельства.
     Работники местных органов Министерства охраны окружающей среды  и
природных ресурсов допрашиваются обычно по следующим вопросам: а) ког-
да,  при каких  обстоятельствах  обнаружены.экстремальные  загрязнения
природной среды, по каким причинам, по чьей вине это было допущено; б)
какие объяснения дали лица,  ответственные за безопасность  окружающей
среды, и что доказала их проверка; в) бывали ли ранее случаи загрязне-
ния природной среды данным хозяйственным объектом,  если да, то когда,
как часто,  в чем они выражались,  по каким причинам происходили,  что
этому способствовало;  г) какие  меры  принимал  орган  экологического
контроля в связи с этими нарушениями, как реагировало на них руководс-
тво хозяйственного объекта.
     Иногда возникает  необходимость  допросить  в качестве свидетелей
работников ведомства,  вышестоящего по отношению к объекту - источнику
загрязнения  (сотрудников  природоохранной ведомственной службы,  лиц,
проводивших соответствующие проверки). Их допросы способствуют решению
двух основных следственных задач - установлению, в какой мере экологи-
ческая безопасность хозяйственного объекта обеспечивалась  материально
и  насколько  эффективным был ведомственный контроль за соблюдением на
объекте природоохранного законодательства.  Применительно к первой за-
даче  выясняется:  обеспечивают  ли применяемые на объекте технические
средства,  в том числе очистные сооружения, соблюдение требований эко-
логической безопасности,  и если нет, то почему и что надо предпринять
на объекте для защиты природной среды;  имелись ли финансовые  возмож-
ности для обеспечения экологической безопасности данного объекта.  От-
носительно другой задачи рекомендуется выяснять:  проводились  ли  ве-
домством проверки соблюдения природоохранного законодательства на дан-
ном хозяйственном объекте,  если да,  то кем и когда за последние  2-3
года,  в  каких документах они отражены,  где эти документы находятся;
имели ли место в прошлом факты сверхнормативных выбросов  вредных  ве-
ществ на данном объекте, если да, то когда, каковы были характер, при-
чины,  последствия загрязнений;  какие меры воздействия применялись  к
виновным; какие профилактические меры были запланированы и как они ре-
ализованы.
     В случаях, когда эксцессы, приведшие к загрязнению природной сре-
ды,  обусловлены дефектами проектирования хозяйственного объекта,  его
возведения или ввода в эксплуатацию,  приходится прибегать к допросу в
качестве свидетелей работников  проектных,  строительных  организаций,
членов  комиссий по приемке готовых объектов.  При допросах работников
проектных организаций наиболее характерны следующие вопросы:  а) отве-
чает ли проект объекта (новой техники,  технологии) требованиям эколо-
гической безопасности,  если нет,  то в чем несоответствие выражается;
б) правильно ли заключение,  составленное по результатам экологической
экспертизы проекта; в) имелись ли замечания по качеству проекта и если
да,  то какие, чьи, как они были учтены; г) на основе чьего проектного
задания разработан проект,  кем произведено проектирование; д) было ли
проектное задание достаточно обоснованным, учитывались ли в нем требо-
вания экологической безопасности; е) допущены ли отступления от проек-
тного  задания;  ж)  были  ли своевременно изготовлены все необходимые
чертежи и другие документы.

Допросы подозреваемых (обвиняемых}

Обычно по уголовным делам рассматриваемой категории допросам  тех
или  иных  лиц  в  качестве подозреваемых (обвиняемых) предшествуют их
допросы в качестве свидетелей, как работников объекта - источника заг-
рязнения.  К этому моменту в деле уже имеются их показания относитель-
но: должностного статуса (специальность, должность правовое оформление
возложения обязанностей по охране окружающей среды); известных им обс-
тоятельств расследуемого события и изменений,  внесенных в  производс-
твенную  обстановку после происшествия;  степень опасности данного хо-
зяйственного объекта для окружающей среды (наличие экологического пас-
порта,  очистных сооружений,  их надежность,  степень безопасности для
природной среды оборудования,  технологического процесса, порядка про-
изводства различных работ); наличие разрешений соответствующих органов
на выполнение определенных производственных операций; состояния эколо-
гического контроля на объекте.
     Если эти сведения ранее не устанавливались,  их надо выяснять при
допросах соответствующих лиц в качестве подозреваемых или обвиняемых.
     Кроме того, очень важно выяснить ряд других вопросов. Прежде все-
го - считает ли допрашиваемый себя причастным к нарушению правил охра-
ны природной среды; признает ли правильными выводы комиссии, проводив-
шей специальное расследование, и если нет, то почему. На допросе выяс-
няется,  входит ли в обязанности допрашиваемого руководство работой, в
процессе  которой были нарушены природоохранные правила;  знал ли он о
производстве работ с нарушением правил; давал ли указания о выполнении
производственных операций с отступлением от экологических правил и ес-
ли давал,  то чем при этом руководствовался;  если такое указание было
дано кем-то другим, то кем именно и в какой форме; находился ли допра-
шиваемый во время залпового выброса,  сброса загрязняющих  веществ  на
месте  случившегося,  и  если  это так,  принимал ли какие-либо меры к
прекращению действий с отступлением от природоохранных  правил;  каков
мотив нарушения правил охраны окружающей среды;  кто кроме допрашивае-
мого участвовал в недозволенном загрязнении природной среды  и  каковы
были мотивы этого;  какие обстоятельства способствовали нарушению эко-
логических правил;  предвидел ли он  возможность  наступления  вредных
последствий нарушения экологических правил, и если да, как рассчитывал
их предотвратить;  когда узнал об обстоятельствах,  которые могли при-
вести к загрязнению среды, за сколько времени до загрязнения; считыва-
ет ли допрашиваемый свои квалификацию и опыт достаточными для  обеспе-
чения  соблюдения  экологических правил,  а если нет,  какие пробелы в
экологической подготовке имеет и чем это объясняет.
     Следует учитывать  возможность  дачи подозреваемым или обвиняемым
недостоверных показаний в силу добросовестного заблуждения.  Ошибки  в
показаниях могут быть обусловлены наличием у допрашиваемого физических
недостатков (в том числе дефектов зрения,  слуха), препятствующих нор-
мальному восприятию окружающего, а также неблагоприятными условиями, в
которых наблюдались выясняемые факты (плохие обзорность,  освещенность
и др.).  Существенную роль играют также уровень общего развития допра-
шиваемого,  степень его профессиональной квалификации,  знание  правил
охраны окружающей среды.
     При добросовестном заблуждении допрашиваемого следует  разъяснить
ему  содержание нормативных источников,  произвести анализ технических
ошибок в его объяснениях,  ознакомить с доказательствами по делу, дос-
товерность которых не вызывает сомнений.
     При скованности обвиняемого,  его нежелании давать  исчерпывающие
показания:  надо  сначала выяснить обстоятельства,  не имеющие прямого
отношения к действиям,  вменяемым в вину допрашиваемому, например, ка-
сающиеся обстановки на объекте (технические и экономические трудности,
обеспеченность оборудованием, материалами, кадрами, состояние техноло-
гической и трудовой дисциплины и др.),  а затем продемонстрировать хо-
рошее знание следователем обстоятельств допущенных нарушений.
     При наличии нескольких подозреваемых (обвиняемых) первыми следует
допросить тех,  на ком лежит меньшая ответственность, кто занимает ме-
нее  значительную должность и потому может быть подвержен влиянию дру-
гого обвиняемого, занимающего более высокий пост.
     При обнаружении установки обвиняемых на дачу ложных показаний це-
лесообразно обратиться к их положительным качествам,  воззвать к граж-
данскому долгу и таким образом попытаться расположить к откровенности.
     Для преодоления неправдивости надо сделать допросы как можно  бо-
лее детальными, сопоставить подробные показания нескольких лиц для вы-
явления имеющихся в них расхождений,  которые затем  использовать  при
повторных  допросах  с  целью склонения допрашиваемых к даче правдивых
показаний.
     Если обвиняемый связан своими неправдивыми объяснениями,  данными
при проведении (служебного) расследования,  необходимо разъяснить ему,
что  признание ранее допущенной неточности достойно похвалы и способс-
твует смягчению ответственности.
     Для преодоления  отказа от показаний и неправдивости можно предъ-
явить имеющиеся в деле доказательства (протокол осмотра  места  проис-
шествия,  протоколы  допросов свидетелей,  заключения судебных экспер-
тов).

Возмещение материального ущерба

Материальный ущерб,  причиненный преступным нарушением природоох-
ранного законодательства,  складывается из прямых и косвенных убытков.
К числу прямых убытков относятся:  стоимость  уничтоженного  имущества
или его поврежденных частей, погибших животных, рыб, растений; затраты
на очистку загрязненных участков суши,  водоемов, помещений; стоимость
погребения людей,  захоронения трупов животных, птиц, погибших вследс-
твие воздействия загрязняющих веществ;  расходы по  спасению,  лечению
пострадавших, уходу за ними, выдаче единовременных пособий, по исцеле-
нию пораженных загрязняющими веществами животных; расходы по восстанв-
лению условий землепользования, водопользования отдельных предприятий,
учреждений и граждан, а также прежнего состояния земель, водных объек-
тов, поголовья животных, рыбных запасов.
     К категории косвенных  убытков  относятся  убытки  от  сокращения
службы  оборудования,  снижения  биологической  продуктивности водного
объекта, потери ценных видов животного и растительного мира; упущенная
выгода,  в частности доходы, которые могли быть при отсутствии загряз-
нения окружающей природной среды,  стоимость урожая, недополученного в
результате  снижения плодородия почвы,  недополученная прибыль вследс-
твие дополнительных расходов хозяйства,  например, по доставке воды из
более отдаленного источника, чем подвергшийся загрязнению; вынужденная
перемена образа жизни, профессии, затраты на необходимый переезд к но-
вому месту жительства.

Причиненный ущерб возмещается разными способами.

Возмещение вреда,  причиненного здоровью человека, осуществляется
с учетом: а) степени утраты трудоспособности; б) необходимых затрат на
лечение и восстановление здоровья,  уход за больным; в) упущенных про-
фессиональных возможностей;  г) расходов,  связанных с переменой места
жительства, изменением образа жизни, профессии; д) потерь, обусловлен-
ных невозможностью иметь детей, риском рождения детей с врожденной па-
тологией, а также моральными травмами.
     Факт причинения ущерба здоровью лиц, пострадавших вследствие заг-
рязнения  окружающей  среды,  подтверждается документально,  с помощью
больничных листков нетрудоспособности и заключений  судебномедицинских
экспертов о возникновении заболеваний под влиянием загрязнения окружа-
ющей природной среды,  а стоимость затрат на  лечение  пострадавших  -
справками соответствующих лечебных учреждений.
     Величина причиненного материального ущерба  устанавливается  пос-
редством  различных действий и средств доказывания,  в том числе путем
допросов, при помощи документов и судебных экспертиз.
     Так, экономист  с  участием  зоотехника  может  определить размер
ущерба, причиненного вследствие гибели животных, с помощью агротехника
- ущерб от повреждения посевов сельскохозяйственных культур,  во взаи-
модействии с ихтиологом - ущерб рыбным запасам. Расходы на мероприятия
по  очистке загрязненной территории могут быть подтверждены сметой ор-
ганизации, обеспечившей очистку, подписанной руководителем учреждения,
главным бухгалтером и заверенной печатью. Рекомендуется к смете прило-
жить перечень механизмов,  список работников,  участвующих в  очистных
работах.
     Расходы на очистные работы устанавливаются также допросами участников этих работ.