Расследование преступлений в отношени сотрудников правоохранительных органов

Особенности  квалификации  преступлений,  предусмотренных статьями 317- 313 УК РФ

Преступления, квалифицируемые по ст.  317, 318, 319 УК РФ (посягатель-
ство на жизнь сотрудника правоохранительного органа;  применение наси-
лия в отношении представителя власти;  оскорбление представителя влас-
ти),  имеют  немалую специфику.  Серьезные проблемы могут возникнуть в
связи с разграничением названных составов преступлений и ряда  других,
в частности,  квалифицируемых по ст. 105, III, 12, 115, 116, 119, 130,
213, 277, 295 УК РФ.

Чтобы уяснить  методику  расследования  преступных  посягательств   на
жизнь,  здоровье,  честь  и достоинство сотрудников правоохранительных
органов,  требуется,  прежде всего,  четко представлять  отличительные
признаки этих составов преступлений.

Преступление, предусмотренное  ст.  317 УК.РФ (посягательство на жизнь
сотрудника правоохранительного органа), является законченным с момента
совершения  действий,  направленных  на реализацию умысла лишить жизни
названное в статье лицо.  Наступления последствия в виде лишения жизни
для признания оконченным этого преступления не требуется. Также не бу-
дет необходимым и причинение вреда здоровью. Если конкретные действия,
направленные на лишение жизни,  будут удачным образом пресечены,  и не
наступит реально никакого вреда,  кроме морального, посягательство все
равно является совершенным как оконченное преступление.

Для разграничения  преступления,  предусмотренного  ст.  317 УК РФ,  и
преступлений,  квалифицируемых по ст. 105 (убийство), 277 (посягатель-
ство на жизнь государственного или общественного деятеля),  295 (пося-
гательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предваритель-
ное расследование), необходимо разобраться, каков применительно к каж-
дому из преступлений круг лиц, в отношении которых совершается деяние:
сознает ли лицо, посягающее на жизнь представителя определенного органа или его близких,  каким является правовой статус такого представителя;  связан ли мотив преступных действий с конкретным видом деятельности должностного лица.

Для состава преступления,  квалифицируемого по ст.  317 УК РФ, присуще
следующее.  Посягательство осуществляется на жизнь сотрудника правоох-
ранительного  органа,  военнослужащего,  а  равно их близких.  Понятие
<близких лиц> не может толковаться широко, хотя оно по объему превыша-
ет содержание понятия <близких родственников>. Очевидно, близкими мож-
но считать, в частности, фактических супругов.

Прокурор, следователь,  лицо  производящее  дознание,  также  являются
представителями правоохранительных органов, могут быть лицами, в отно-
шении которых (или из близких) совершается посягательство,  квалифици-
руемое  по ст.  317 УК РФ.  Однако посягательство на их жизнь (а также
близких) может квалифицироваться и по ст.  295 УК, если деяние связано
с деятельностью, сопряженной с отправлением правосудия.

Для понятие <военнослужащие> (применительно к квалификации по ст.  317
УК) не имеет значение род или вид войск, срочное или сверхсрочное про-
хождение службы и т. п.

Деятельность сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего
должна быть, во-первых, законной. Во-вторых, она должна быть направле-
на на охрану общественного порядка и общественной безопасности.

Умысел посягающего на жизнь, применительно к составу преступления (ст.
317 УК), формируется под влиянием деятельности по охране общественного
порядка и обеспечению общественной безопасности.  И реализуется умысел
в процессе такой деятельности (или непосредственно после нее), а также
с  промежутком во времени - по мотивам мести.  Посягательство на жизнь
близких лиц  сотрудников  правоохранительных  органов  или  военнослужащих
должно  происходить  также  именно  в  связи с названной выше деятель-
ностью.

Посягательство на жизнь лиц,  подпадающих под категорию,  названную  в
ст. 317 УК, но по мотивам иным, не охватываемым данной статьей, должно
квалифицироваться по другим статьям УК (ст. 105, 295).

Объективная сторона состава преступления,  предусмотренного в ч. 1 ст.
318 УК (применение насилия в отношении представителя власти),  выража-
ется в совершении насилия.  При этом деяние  совершается  в  отношении
представителя  власти (или его близких) в связи с исполнением им своих
должностных обязанностей.  Под насилием понимается физическое воздейс-
твие. При этом в отличие, например, от ст. 116 УК (побои) насильствен-
ные действия могут не причинять физическую боль.  В частности, насилие
может  представлять  собой удержание,  воспрепятствование передвижению
представителя власти в целях создания невозможности для исполнения  им
своих должностных обязанностей. Физические действия, причиняющие боль,
побои,  также подпадают под квалификацию по ч. 1 ст. 318 УК РФ. Угроза
применения насилия относится или к вышеуказанным действиям,  или к на-
силию, опасному для жизни и здоровья.

Лицо, совершающее противоправное деяние,  должно сознавать,  что дейс-
твует  против  представителя власти или его близких.  В соответствии с
примечанием кет. 318 УК РФ <представителем власти в настоящей статье и
других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоох-
рани-

тельного или контролирующего органа,  а также иное  должностное  лицо,
наделенное  в установленном законом порядке распорядительными полномо-
чиями в отношении лиц,  не находящихся от него в служебной  зависимос-
ти>.  Насилие или угроза применения насилия проявляется именно в связи
с исполнением представителем власти своих должностных обязанностей.

Действия квалифицируются по ч. 2 ст. 318 УК, если насилие носит харак-
тер опасности для жизни или здоровья в отношении лиц, указанных в ч. 1
этой статьи.  Опасным для жизни и здоровья признается насилие с причи-
нением  вреда  здоровью,  вызвавшего хотя бы его кратковременное расс-
тройство или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

Некоторые особенности следует выделить применительно  к  преступлению,
квалифицируемому  как  оскорбление представителя власти (ст.  319 УК).
Само понятие оскорбления содержится в ст.  130 УК (<унижение  чести  и
достоинства  другого лица,  выраженное в неприличной форме>).  В конс-
трукции формулировки ст. 319 УК непосредственно указано на необходимый
признак публичности оскорбления. Публичность может выражаться, в част-
ности,  в использовании средств массовой информации, доведении до све-
дения общественности определенного смысла иным путем.

Оскорбление, подразумеваемое в данной статье УК,  совершается именно в
отношении представителя власти. Оно должно быть непосредственно связа-
но  с исполнением представителем власти своих должностных обязанностей
или быть в какой-то мере сопряженным с такой деятельностью.

Возбуждение уголовного дела

Применительно к преступлениям,  предусмотренным ст.  317, 318, 319 УК,
наиболее типичным поводом к возбуждению уголовных дел являются сообще-
ния должностных лиц.  Как правило,  сами  пострадавшие  от  преступных
действий  должностные  лица  рапортом доводят до сведения своего руко-
водства или иных компетентных лиц, обладающих определенными служебными
полномочиями, о совершении в отношении них и их близких противоправных
действий.  Информация, в частности, в регистрационных журналах, книгах
(учета информации, учета преступлений).

Могут быть написаны заявления лицами,  названными в ст.  317-319 УК, а
также их близкими (ст. 317, 318 УК).

Нередки случаи составления протоколов о явке с повинной. В такой ситу-
ации следует рекомендовать составлять протокол,  в порядке, предусмот-
ренном ст.  111 УПК РСФСР,  прокурору,  не только как  осуществляющему
надзор,  но и учитывая положения о подследственности дел (ст.  126 УПК
РСФСР).  Нецелесообразно, например, производить оформление протокола в
органе внутренних дел, если совершено преступление в отношении служащего в нем должностного лица.

 Основания для возбуждения уголовного дела - конкретные данные,  ука-
зывание на преступление. На практике такие данные могут содержаться в
ряде рапортов должностных лиц (как пострадавших,  так и очевидцев), их
объяснениях, заявлениях пострадавших; заявлениях, объяснениях близких;
объяснениях иных очевидцев; объяснения лиц, в действиях которых усмат-
ривается причастность к совершению преступлений, их заявлениях; в про-
токолах о явке с повинной и в других материалах.

В случае  причинения смерти (ст.  317 У К) данные о криминальных дейс-
твиях могут быть получены при обнаружении и осмотре трупа с  составле-
нием  соответствующих протоколов.  Безвестное исчезновение человека и,
например,  объяснения родственников,  иных лиц,  располагающих важными
сведениями,  обнаружение  улик,  подтверждающих  реальность причинения
смерти, такие в совокупности способны составить данные, являющиеся ос-
нованием для возбуждения уголовного дела.

Наиболее желательно,  чтобы вопрос о возбуждении уголовного дела решал
прокурор или следователь прокуратуры.  Случаи,  когда  уголовное  дело
возбуждает  орган дознания по факту совершения преступного деяния,  по
которому впоследствии в установленном порядке потерпевшим будет  приз-
нан сотрудник этого же органа,  должны быть сведены, насколько возмож-
но,  к минимуму.  Заявления, жалобы по поводу необъективности разбира-
тельства  могут  появиться  уже  на этой стадии и определенным образом
поставить под сомнение собираемые в процессе  проведения  проверки  на
основании ст. 109 УПК РСФСР первичные материалы.

Важнейшим моментом  в процессе проведения проверки до возбуждения уго-
ловного дела должно являться выяснение всех исходных  данных,  которые
подтверждали  бы,  что  преступные  действия были направлены не просто
против личности или общественного порядка, но и имели целью нападения,
оказания  физического  воздействия  или  оскорбления  применительно  к
представителю власти или его близким, входящим в круг лиц, перечислен-
ных в статьях 317, 318, 319 УК РФ.

В случае  производства  осмотра места происшествия до возбуждения уго-
ловного дела, учитывая специфику составов преступлений, следует обращать,  в частности, пристальное внимание на следующее:
не оставлены ли на месте происшествия какие-либо предметы,  свидетель-
ствующие о том,  что пострадавший находился в форменной одежде  (отор-
ванные пуговицы, лоскуты Ткани, отдельные волокна, головной убор и позволяла ли  конкретная обстановка (улица,  жилой дом и т.  п.),  где
произошло событие,  наблюдать кому-либо за  совершением  преступления,
иначе  говоря,  могли  ли быть очевидцы,  сумевшие достаточно подробно
рассмотреть происходящее);

имеются на ли на месте признаки (следы)  применения  конкретного  вида
оружия или средств защиты, в том числе из тех разновидностей арсенала,
который находится в правоохранительных органах;

не имеются ли объекты,  которые могут указать на личность  нападавшего
или подвергнутого нападению,  в том числе, не оставались ли такие, как
обладающие способностью сохранить потожировые наслоения, запах, микро-
частицы, слюну, кровь, другие наслоения, биологические выделения.

Все важнейшие  детали,  связанные с возможными объектами исследований,
не только должны быть надлежаще описаны в протоколе осмотра места про-
исшествия, но и требуемым образом изъяты, упакованы, сохранены.

При осмотре места происшествия, в связи с обнаружением трупа с призна-
ками насильственной смерти, должны быть использованы рекомендации, от-
носящиеся к расследованию дел об убийствах, а также учтены вышеназван-
ные.

Проведение служебной проверки по обстоятельствам применения,  в  част-
ности, насилия в отношении представителя власти, а также использования
при этом сотрудником государственного правоохранительного  органа  та-
бельного оружия, иных средств, конечно, не подменяет расследование со-
бытия в этом аспекте, но вместе с тем может служить доказательственным
материалом, способно сориентировать лицо, производящее предварительное
расследование,  на необходимые следственные действия,  назначение экс-
пертиз.

При решении  вопроса о возбуждении уголовного дела по факту публичного
оскорбления представителя власти при исполнении им  своих  должностных
обязанностей или в связи с их исполнением,  если действия были продемонстрированы в каком-то произведении или содержании было доведено до сведения в  средс-
твах массовой информации,

до возбуждения  уголовного дела следует принять меры для получения по-
добного рода материалов и тщательного изучения их содержания.

Первоначальные действия следователя

Если осмотр места происшествия не производился до возбуждения  уголов-
ного дела, то он без промедления должен быть осуществлен в самом нача-
ле стадии расследования, с учетом особенностей самих деяний и рекомен-
даций, данных в предыдущем параграфе.

Но поскольку при производстве предварительного расследования появляют-
ся участники процесса,  признаваемые таковыми в установленном  законом
порядке, и они обладают определенными правами, располагают информацией
о событии преступления,  то целесообразно решить вопрос о производстве
осмотра места происшествия с потерпевшим, тем более, если он професси-
онально ориентирован в тех нюансах,  которые следует учесть при осмот-
ре.  Поэтому  такое  участие может быть весьма значительным и полезным
для изучения местности,  обстановки,  отыскания следов преступления  и
изъятия подходящих для исследования объектов.

В случае быстрого установления и обнаружения лиц, причастных к посяга-
тельству на жизнь сотрудника  правоохранительного  органа,  совершению
насильственных действий в отношении представителя власти,  с определе-
нием в установленном порядке статуса подозреваемого или обвиняемого и,
после требуемых процессуальных мер и допросов последних,  при их жела-
нии оказать содействие в  расследовании,  целесообразно  произвести  с
обеспечением реально права на защиту осмотр места происшествия с учас-
тием обвиняемого (подозреваемого) в целях сопоставления показаний.

Для эффективного выполнения этой задачи требуется с максимальной  дос-
товерностью в словесной форме воссоздать, описать конкретную обстанов-
ку,  в которой совершилось преступление.  В протоколе  допроса  должны
быть  отражены такого рода детали,  которые позволяют достаточно точно
судить об уровне осведомленности,  помочь при последующем осмотре  за-
фиксировать  те объективные изменения обстановки,  предметов,  которые
удачно служат воссозданию (реконструкции) самого события.

Сопоставительные элементы показания и данных осмотра,  без преувеличе-
ния,  в большой мере способны устранить какие-либо существенные сомне-
ния, появляющиеся улица, производящего расследование, также необходимо
учитывать возможность самооговора.

В случае  написания  ранее  лицом,  в отношении которого усматривается
причастность к совершению преступления,  таких документов, как заявле-
ние  о совершении общественно опасного деяния (нередко пишутся заявле-
ния о чистосердечном раскаянии),  о явке с повинной,  требуется сопос-
тавление в деталях сведений, содержащихся во всех источниках.

Следует отметить, что при расследовании такого рода дел первоочередны-
ми действиями являются ^е только допросы, но и осмотр места происшест-
вия с участием заинтересованных лиц.  Это связано с тем, что потерпев-
шие,  например, сотрудники правоохранительных органов, обладающие поз-
наниями в области криминалистики,  могут проявить поспешность и произ-
вести своего рода самостоятельный осмотр,  обнаружить и изъять  непро-
цессуальным путем те предметы,  которые особенно желательно зафиксиро-
вать на месте при производстве осмотра  в  регламентированном  законом
порядке, описать в протоколе следственного действия.

Повышенную активность в целях устранения,  уничтожения на месте проис-
шествия возможных улик могут  предупредить  лица,  заинтересованные  в
сокрытии преступления. Следователю надлежит крайне осторожно подходить
к даче поручений органам дознания о производстве допросов  лиц  в  ка-
честве  свидетелей,  ибо и служебное положение потерпевшего может пре-
допределять нежелательность участия сотрудников органа дознания в  по-
лучении важнейшей информации,  которая впоследствии, не исключено, мо-
жет быть поставлена под сомнение с помощью различных ухищрений. Следо-
ватель,  по возможности,  в максимальном объеме призван по такого рода
делам самостоятельно получать доказательственную информацию) в целях избежания влияния факторов ее искажения, преувеличения, а
также недозволенного воздействия (в том числе посредством угрозы), по-
пыток сгладить, смягчить ситуацию.

К сожалению,  на практике недооценивается значение результатов освиде-
тельствования всех проходящих по делу лиц.  В частности, следы побоев,
телесных повреждений остаются часто не только на теле потерпевших. Не-
редко  нападающие,  при оказании им сопротивления,  получают не только
повреждения одежды, но и травмы тела. На теле могут быть следы, харак-
терные для конкретных ситуаций (применение приемов самообороны и напа-
дения и т. п.). Не следует забывать, что работники правоохранительных,
контролирующих органов способны обладать навыками наблюдения,  запоми-
нания.  Это особенно важно учитывать не только при проведении допроса,
но и при решении вопроса о предъявлении лиц, предметов для опознания.

Нередко на  практике  случаются  упущения при составлении протоколов о
задержании лиц по подозрению в совершении  преступлений  на  основании
ст. 122 УПК РСФСР, сводящие к; нулю доказательственное значение прото-
кола. В результате этот документ может иметь лишь регистрационное зна-
чение  по  отношению к факту задержания.  В то же время при надлежащем
составлении, в частности, с записью объяснения задержанного лица, про-
токол способен нести доказательственную информацию.

При необходимости  проведение  в установленном законом порядке обыска,
выемки  может,  при  получении  положительных  результатов,  вооружить
следствие важными уликами - объектами,  подходящими как для непосредс-
твенного изучения следователем (в том числе,  для осмотра  с  участием
специалиста), так и для последующих экспертных исследований. Если име-
ются основания полагать, что лицо, совершившее преступление, завладело
оружием,  атрибутикой,  одеждой, иными специфическими предметами, при-
надлежащими сотруднику правоохранительного или иного  подразумеваемого
законом органа, то наряду с поиском требуемых для изъятия объектов не-
обходимо предпринять меры для обнаружения перечисленных вещей  профес-
сионального назначения.

В ситуации,  когда  оскорбление представителя власти выражалось в пуб-
лично демонстрирующемся произведении или средствах массовой  информации,  следует
решить вопрос об изъятии необходимого материала,  приобщении его в ка-
честве вещественного доказательства к уголовному делу.

Естественно, выдвижение версий должно происходить своевременно,  в на-
чале  расследования,  с учетом первично добытых матег риалов,  несущих
информацию о событии преступления,  его характере, лицах, причастных к
его совершению,  с тщательным анализом улик, позволяющих судить о спе-
цифике преступных деяний.  По мере приобретения новых,  дополнительных
фактических  данных  необходимо вносить коррективы в тактику следствия
по делу При выдвижении версий,  связанных с посягательством  на  жизнь
сотрудника правоохранительного органа, насилием в отношении представи-
теля власти,  надлежит помимо общеметодических рекомендаций, использо-
вать следующие:

1) анализ  конкретной  деятельности  сотрудника  правоохранительного и
иного органа, предполагаемого в статьях 317,318 УК. РФ, непосредствен-
но предшествовавшей событию,  связанной с выполнением властно-распоря-
дительных полномочий,  с применением правовых требований, в том числе,
при обеспечении общественного порядка;  выяснение,  оценка конфликтной
ситуации, которая могла стать поводом для совершения преступления;

2) исследование ранее осуществляющейся должностным лицом деятельности,
выражающейся,  в частности,  в проведении проверок,  рейдов,  ревизий,
иных подобных мероприятий; изобличении в <противоправных деяниях опре-
деленных лиц; составлении протоколов, актов; задержании (в т. ч. адми-
нистративном) лиц;  возбуждении, расследовании уголовных дел; примене-
нии других мер, зафиксированных документально;

3) выяснение  посредством производства допросов,  имели ли место перед
совершением преступных действий угрозы, намеки на возможную месть, ре-
альные конфликты с использованием,  в частности,  информации сослужив-
цев, близких потерпевшему лиц);

4) оценка характера деяния, с точки зрения его подготовленности, спла-
нированности  (например,  посягательство  с применением огнестрельного
оружия, в неслучайно избранном месте, в определенное время);

5) исследование уровня профессиональной подготовки при совершении  по-
сягательства, нападения,  отразившегося в способах и методах действий преступ-
ника;

6) анализ факторов,  которые могли помешать потерпевшему,  особенно  в
случае его гибели,  осуществить эффективную самозащиту (выявление <по-
черка> преступления, характерного для совершения группой лиц);

7) изучение,  проверка возможной информации, поступившей, в частности,
в правоохранительные органы, о совершении акта насилия по мотивам мес-
ти;

8) тщательное изучение возможных личных, бытовых мотивов, не связанных
с  исполнением потерпевшим профессионального долга;  виктимологический
анализ поведения, образа жизни потерпевшего.

Несомненно, при неустановлении сразу после преступления лиц, их совер-
шивших,  следователь  обязан решить вопрос о даче отдельных поручений,
направленных на обнаружение, поиск граждан,  так или иначе  причастных  к  преступлению лиц,  располагающих важными сведениями о событии. Возможности следователя,  сугубо поисковой направленности,  весьма ограничены,  но должны
быть  использованы в полной мере,  тем более,  что он может быть,  без
преувеличения, тем должностным лицом, которое способно наиболее объек-
тивно оценить происшествие.  Не менее важно организовать поиск орудий,
средств (в том числе вспомогательных),  которые использовались при со-
вершении посягательства, нападения. Характер поручений в основном дол-
жен предопределяться  необходимостью  установления,  обнаружения  лиц,
предметов.  В  случае  наличия достаточных данных при отсутствии лица,
совершившего преступление, выносится постановление о привлечении в ка-
честве обвиняемого и объявляется в установленном порядке его розыск.

Дальнейшее расследование

Методика дальнейшего расследования  должна быть построена на учете
ряда обстоятельств, к которым относятся следующие:

1. Уголовные дела о преступлениях,  квалифицируемых по ст. 317, 318 УК
РФ,  могут быть рассмотрены судом присяжных,  поэтому собранные в ходе
предварительного следствия материалы будут исследоваться и оцениваться
присяжными  заседателями,  часто не имеющими юридического образования,
склонными эмоционально воспринимать ряд деталей, имеющих самое сущест-
венное значение.

2. Хотя ст. 317, 318, 319 УК РФ не содержат множественных квалифициру-
ющих признаков,  немалое число других обстоятельств должно  устанавли-
ваться  при  расследовании  ввиду их прямого влияния на смягчающие или
отягчающие обстоятельства в отношении меры наказания.

3. При совершении деяний,  с объективными предпосылками для их  оценки
как  преступлений,  направленных против сотрудников правоохранительных
органов,  иных представителей власти, и при последующем установлении в
ходе расследования личных мотивов,  не связанных со служебной деятель-
ностью потерпевших,  возникает несомненная потребность в  исследовании
обстоятельств,

влияющих на  обнаружение  квалифицирующих  признаков,  содержащихся  в
статьях УК РФ,  предусматривающих ответственность за преступления про-
тив личности.

4. Следует  иметь в виду,  что уголовная ответственность за преступле-
ния,  предусмотренные ст.  317-319 УК РФ, наступает с 16- летнего воз-
раста.  В случае достижения 14- летнего возраста лицами,  совершившими
деяния,  с объективной стороны подпадающие под признаки составов прес-
туплений, указанных в ст. 317-319 УК РФ, эти действия могут квалифици-
роваться только по некоторым другим статьям УК РФ.  При наличии доста-
точных  оснований (последствия,  направленность действий,  умысла) эти
действия в частности, могут быть квалифицированы как убийство (ст. 105
УК);  умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. Ill); умышлен-
ное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.  112);  хулиганство
при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213). По-
этому как в случае быстрого  установления  причастных  к  преступлению
лиц,  так и при неустановлении таких лиц,  следователь обязан предпри-
нять весь комплекс мер,  направленных на расследование  обстоятельств,
которые  имеют квалифицирующее значение для других составов преступле-
ний.

Таким образом,  следствие по делам о преступлениях против  сотрудников
правоохранительных органов, иных представителей власти отягощено необ-
ходимостью установлению большого количества  обстоятельств,  прямо  не
вытекающих из содержания ст. 317-319 УК РФ.

По делам, связанным с причинением смерти, телесных повреждений решает-
ся вопрос о назначении,  проведении судебнобиологической экспертизы. В
случаях исследования трупов и производства соответствующих судебно-ме-
дицинских экспертиз,  как правило,  после получения заключений по ним,
проводятся судебно-биологические экспертизы. Задачей следователя также
является предоставление достаточного  количества,  когда  имеются  для
этого предпосылки, объектов, пригодных для судебно-биологического исс-
ледования (соскобы, смывы, предметы одежды, орудия преступлений, полу-
ченные образцы и т. п.).

Одновременно следователю, с учетом конкретных данных по делу, надлежит
решить вопрос о необходимости производства криминалистической  экспер-
тизы по исследованию микрочастиц.

При этом  необходимо  учитывать,  что  в ходе производства одного вида
экспертизы могут быть утрачены исходные материалы (следы)  для  друго-
го-вида экспертного исследования.

При составлении следователем фототаблиц, которые часто, по техническим
причинам,  не сразу появляются в материалах дела после проведения  ос-
мотра места происшествия, осмотра других объектов, в том числе с учас-
тием подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, специалистов,
необходимо учесть,  что наиболее пригодными и полезными являются сним-
ки, фиксирующие детали. Те же фотоснимки, которые не представляют важ-
ной информации для восприятия,  а лишь показывают,  например, изуродо-
ванное тело,  обилие крови - способны вызвать лишь эмоциональное восп-
риятие, могут сыграть и отрицательную роль, в частности, при их изуче-
нии в судебном заседании присяжными заседателями,  так и при  принятии
решения судьи о недопущении их для обозрения.  В случае такого решения
могут быть оставлены без внимания фотоснимки, имеющие важное значение.
Это же касается и производства видеосъемки во время следственных дейс-
твий.

Допрос свидетелей,  потерпевших, обвиняемых, в условиях очевидного со-
вершения  насильственных  действий  в  отношении представителя власти,
когда рядом с потерпевшим находились свидетели,  должен быть направлен
на полное воссоздание обстоятельств происшедшего события. Следует при-
нимать во внимание, что при скоплении людей на ограниченном пространс-
тве,  при  заинтересованности  определенных  лиц  в воспрепятствовании
обоснованного задержания лица,  совершившего противоправные  действия,
возможно физическое противодействие,  а также угрозы в отношении долж-
ностных лиц,  чему также надлежит дать правовую оценку.  Если подобные
обстоятельства  будут  установлены  в стадии судебного разбирательства
дела,  не исключается принятие судом решения о направлении этого  дела
на дополнительное расследование ввиду обнаружения новых обстоятельств,
отягчающих обвинение.

При нахождении на месте преступления нескольких должностных лиц и  при
последующем решении следователем вопроса об их правовой статусе надле-
жит учесть, что в случае причинения им хотя бы морального ущерба, нап-
ример, угрожая насилием, потерпевшим будет являться не только то лицо,
в отношении которого были направлены  действия.  Потерпевшими  следует
признать и других лиц, пострадавших морально, их нельзя считать свиде-
телями и в отношении них также должны быть  вынесены  постановления  о
признании потерпевшими.

В случае  существенных противоречий в показаниях,  в частности,  из-за
искажения информации свидетелями,  желающими защитить обвиняемых  или,
наоборот,  представить  законными  действия  представителей власти,  в
действительности не соответствовавших правовым нормам, необходимо про-
ведение очных ставок.

При расследовании  дел  об оскорблении представителя власти необходимо
иметь в виду,  что при устном произнесении определенных слов,  при со-
вершении жестов,  иных действий, крайне важно без существенных погреш-
ностей воссоздать то, что<было соответствующим образом выражено. Толь-
ко тогда следователь может дать правильную оценку действиям правонару-
шителя.  Также обязательно требуется разобраться, в чем выражается ха-
рактер публичности действий, носящих оскорбительное содержание. Дета-

лизация действий  представителей  власти  в любом случае крайне важна,
так как от этого зависят выводы об их  правомерности,  непровоцирующем
характере,  профессионализме, попытках достойным и достаточным образом
обеспечить общественный порядок.

Установление в подробностях предпринятых представителем власти  мер  в
момент нападения на него,  в ряде случаев способно иметь решающее зна-
чение для верной оценки со  стороны  суда.  Профессиональные  действия
сотрудника правоохранительного органа при отражении опасного для жизни
и здоровья нападения вообще могут предотвратить причинение  каких-либо
телесных повреждений. Отсутствие таких последствий без детального ана-
лиза мер самозащиты может обусловить упрощенный подход  к  выводам  со
стороны  суда.  Поэтому целью следователя должно быть обоснование этих
данных при формулировании обвинения,  но ранее доказательственные све-
дения требуется надлежащим образом закрепить при протоколировании.

Нередко выводов судебно-медицинской экспертизы,  проведенной в связи с
телесными повреждениями,  смертью,  недостаточно для точного ответа на
вопрос о механизме причинения повреждений, применении конкретного ору-
дия,  иного предмета при совершении преступления.  Возникает необходи-
мость  в проведении дополнительной экспертизы для уточнения и дополне-
ния выводов. Существенные результаты может дать также комплексная экс-
пертиза возможного орудия преступления.

Не является крайним исключением потребность в проведении повторной ко-
миссионной экспертизы.  Следователю нельзя оставлять неразрешенными до
конца,  противоречивыми выводы судебно-медицинской экспертизы о причи-
нах смерти,  времени ее наступления,  механизме  образования  телесных
повреждений.  Следователь самостоятельно или с привлечением специалис-
та, с соблюдением процессуального порядка, призван исследовать предмет
- произвести необходимые замеры, досконально описать

внешние признаки, дефекты и иные следы. Описание объектов при эксперт-
ном исследовании не подменяет следственный осмотр. А проблемой в дока-
зывании  может стать отсутствие следственного осмотра или некачествен-
ное его производство. Кроме того, выявление определенных особенностей,
следов при производстве осмотра позволяет следователю по ряду вопросов
сразу же найти ответы, а другие поставить на разрешение эксперта.

Насильственные действия  в  отношении  представителя  власти   нередко
предпринимаются при совершении хулиганских действий.  Следствие должно
разграничить деяния по мотивам, направленности, последствиям.

Только после этого возможна правильная квалификация. Для разграничения
важно,  прежде всего,  при проведении допросов свидетелей, потерпевших
выяснить, в чем выражался умысел противоправных действий в их начале и
в продолжении,  в какой момент преступнику стало понятно (или было по-
нятно изначально),  что он проявляет насилие в отношении представителя
власти, пресекающего хулиганство. Следует иметь в виду, что грубое на-
рушение общественного порядка,  выражающее явно неуважение к обществу,
сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его при-
менения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, в лю-
бом случае не охватывается составом преступления в виде применения на-
силия в отношении представителя власти, а требует отдельной квалифика-
ции как хулиганство по ст.  213 УК РФ.  При расследовании дела о сово-
купности преступлений,  разумеется, должны быть применены методические
рекомендации, касающиеся других составов преступлений.

На завершающем этапе расследования, когда потерпевшим по делу является
лицо, достаточно сведущее в вопросах расследования, например, предста-
витель  правоохранительного органа,  могущий по прошествии времени до-
полнить материалы дела важными деталями, не лишне рассмотреть вопрос о
производстве дополнительного допроса, других следственных действий.