3. Допросы

Отправлено 8 нояб. 2012 г., 10:32 пользователем Неизвестный пользователь   [ обновлено 8 нояб. 2012 г., 10:43 ]
Дальнейшее установление обстоятельств, относящихся к предмету доказывания, так же строится с учетом личностно-психологических особенностей подростка и возможной виктимности его поведения, провоцирования отдельных событий, угрожающих его жизни и здоровью. 
Так, при допросах свидетелей, к которым относятся родители (усыновители, опекуны), родственники, соседи по месту проживания, знакомые, коллеги, одноклассники (однокурсники) и т.д., устанавливаются все общие сведения, необходимые для определения  места, времени, способа и иных обстоятельств совершения преступления; виновности лица совершившего его, форм его вины и мотивов; обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого; характер и размер вреда, причиненного преступлением; обстоятельства, способствовавшие совершению преступления и иные, установленные законом. 
В дополнение к общим вопросам должны быть выяснены следующие обстоятельства: 
  • Присущи ли были  погибшему такие черты характера как самостоятельность, индивидуальность, разумность в мышлении, повышенная эмоциональность, неуравновешенность, импульсивность, податливость, самокритичность и иные, способные проявится при приготовлении, покушении и совершении преступления в отношении него; 
  • каков был образовательный уровень потерпевшего, его образ жизни и увлечения; 
  • кто входил в его окружение подростка, и насколько оно имело влияние на потерпевшего; 
  • не появились ли незадолго до смерти несовершеннолетнего в его окружении новые люди; кто они, каков был характер их взаимоотношений; 
  • с кем он мог находиться во время, предшествовавшее убийству. Мог ли он пойти с незнакомым человеком, выполняя при этом его просьбу или угрозу;
  • не состоял ли он в религиозных сектах, не высказывал ли суицидальных мыслей; 
  • не входил ли в  незаконные формирования (фашистские, экстремистские и т.д.);
  • не отмечалось ли агрессия  в его отношении  к  отдельным категориям людей по расовой, национальной принадлежности и т.д.;
  • не был ли он ранее замечен в агрессивных действиях по отношению к кому-либо.
По данной категории дел часто встречаются допросы несовершеннолетних или малолетних свидетелей, а возможно, и подозреваемых (обвиняемых). При их производстве следователь должен учесть следующие возрастные особенности этих лиц, не исключающие общие правила производства допросов:
1. Несовершеннолетние, особенно в возрасте до 14 лет, значительно менее чем взрослые, способны к логическому восстановлению событий и удержанию их в памяти. Поэтому такие допросы надо производить как можно раньше после события, о котором пойдет речь.
2. Подростков нельзя заставлять долго ждать допроса перед дверью кабинета следователя, так как:
  • они при этом могут стать рассеянными и капризными;
  • на них могут оказать влияние другие лица, заинтересованные в исходе уголовного дела.
3. Допрос производить настойчиво и твердо, не допуская грубости и обязательно в спокойном тоне. Это поможет настроить подростка на контакт со следователем и поможет ему  понять  всю серьезность произошедшего, а так же степень его участия и ответственности в этом событии.
4. Надо иметь в виду, что подростки плохо воспринимают суть событий, склонны к внушению, фантазированию,  часто смешивают в своем рассказе правду с вымыслом.
5. Свойственная некоторым подросткам замкнутость, резкость, нарочитая грубость, могут создать ложное впечатление о них. В сложных случаях, для установления истинного понятия о данном лице, могут быть допрошены его родители, учителя, товарищи, соседи и т.д.
6. Допрос несовершеннолетнего следует вести в спокойной обстановке. На дверь кабинета нужно поместить предупреждающую надпись, телефоны (в том числе сотовые) лучше отключить.
7. Мысли и вопросы несовершеннолетнему нужно излагать ясно, избегая непонятных терминов.
8. Подростка не следует уговаривать дать показания, его нужно в этом убеждать, используя такие мотивы как совесть, уважение к родителям, чувство раскаяния, сострадания и т.п., разъяснить истинную роль других участников события. Грубость и развязность с его стороны терпеть нельзя, их нужно незамедлительно пресекать (твердо и вежливо).
9. Если перечисленное в п. 7 не приносит результатов, то целесообразно применить следующие психологические приемы:
  • Использовать имеющиеся противоречия в показаниях подростка и показаниях его соучастников. Предъявлять их следует внезапно. Эффективность такого метода возрастет, если предъявляемые ему доказательства будут получены с применением технических средств (допрос на магнитофон, видеозапись и т.д.). Это производит на подростков больший эффект. 
  • При допросе стараться накапливать все оговорки и противоречия, допущенные подростком, а затем выдать их все сразу, в логической последовательности. 
  • Эффективно уличать подростка во лжи по второстепенным вопросам, демонстрируя свою осведомленность и настраивая его тем самым на правдивые показания по вопросам значимым.
  • При необходимости следует убедить несовершеннолетнего в несостоятельности и вредности ложного представления о дружбе.
  • В случае отрицания подростком своей вины, нужно показать ему всю общественную опасность его поступка, указать на ущерб,  причиненный им этим действием разным людям. Призвать к чувству сострадания, особо выделить роль чистосердечного признания.
10. При даче ложных показаний следует облегчить допрашиваемому путь к правдивым показаниям, такими вопросами как «Не ошибаетесь ли Вы?», «Не введены ли Вы сами в заблуждение?» и т.д.
11. Записывать показания несовершеннолетнего в протокол лучше после его рассказа, чтобы не отвлекать его и не рассредоточивать его внимание.
12. Малолетних свидетелей лучше допрашивать в привычной для них обстановке (дома, в школе, детском саду). 

Данные рекомендации по расследованию дел об убийствах несовершеннолетних носят общий характер и не являются исчерпывающими. Внимательный и грамотный подход следователя к каждому такому делу, является важной составляющей успеха в его раскрытии, выявлении и привлечении виновных к уголовной ответственности. 


Отдел криминалистики ГСУ СК по Московской области