авиационного происшествия с вертолетом

Прежде всего следует определить разрушения, которые могли произойти в воздухе, для чего изучить расположение агрегатов, узлов и их обломков на месте происшествия.
Местоположение обнаруженных на месте происшествия частей, элементов конструкции отразить в протоколе, нанести на схематический план места происшествия, установить и зафиксировать характер повреждений материальной части вертолета.
Тщательно осмотреть несущий и рулевой (хвостовой) винты, являющиеся основными источниками вибрации вертолета, которая при определенных условиях может приводить к разрушению различных элементов конструкции.

При осмотре лопастей несущего винта нужно обращать внимание на следующие повреждения:
  • трещины, изломы на лонжероне, которые могут носить усталостный характер и располагаются чаще всего в месте какого-либо дефекта материала;
  • вспучивание обшивки, смятие замков или стыков отсеков, характерные для разрушения лопастей от действия инерционных сил, как правило, в момент резкого включения трансмиссии;
  • значительные деформации, люфты в системе управления несущим винтом, в автомате перекоса и других системах вертолета, которые могут указывать на флаттер — внезапное возникновение в полете резонансных колебаний лопастей, возможное при определенном соотношении аэродинамических и инерционных сил и приводящее к значительным вымахам лопастей из конуса вращения и сильной тряске вертолета.
Рулевой (хвостовой) винт вертолета повреждается в большинстве авиационных происшествий. Связано это с тем, что он расположен на длинной упругой балке и на него действуют значительные усилия почти при любом ударе.
Тщательно осмотреть и зафиксировать состояние органов управления и характер повреждений автомата перекоса (состояние тяг).