требования и рекомендации по осмотру

При осмотре надлежит:

а) наметить примерные границы территории, которую нужно осмотреть;
б) произвести общее ознакомление с данной территорией (при ее обширности это осуществляется как с земли, так и с воздуха с помощью вертолета или самолета);
в) тщательно осмотреть участки территории и имеющиеся объекты, взаимодействуя с рабочими группами комиссии по расследованию авиапроисшествия;
г) все обнаруженные предметы (части самолета, обломки и т.д.) точно локализовать и нанести на схему. Если воздушное судно касалось деревьев, столбов, строений и др., то нужно отразить повреждения, обращая особое внимание на их высоту и на то обстоятельство, что в местах повреждений могут быть обнаружены части воздушного судна;
д) произвести ориентирующую, обзорную и узловую фотосъемки;
е) в следующей стадии осмотра при необходимости предметы передвинуть, рассмотреть, измерить, описать и сфотографировать;
ж) зафиксировать и изъять следы и иные вещественные доказательства.

При осмотре необходимо описать окружающую местность — лес, поле, гористая местность и т.д.; указать вид почвы, растительности, какой лес (хвойный, лиственный, смешанный и т.д.); в гористой местности с помощью геодезистов установить крутизну склонов в месте падения, высоту этого места над уровнем моря, отметить наивысшие точки и обрывы, их местонахождение (в протоколе и на схеме).
Если в районе места происшествия имеются водные пространства (реки, водоемы и т.п.), то следует по возможности с помощью водолазов проверить, не упали ли в воду отдельные части воздушного судна.

Осмотр следов соприкосновения воздушного судна с землей.
Выявить следы первого соприкосновения воздушного судна с землей с целью определения, какой частью воздушное судно коснулось земли. На основании этих следов (на земле, деревьях, кустах, зданиях, возвышающихся над землей предметах, линиях электропередач и т.п.) и картины разброса обломков специалистами устанавливаются: траектория полета; направление и угол падения; положение воздушного судна в момент удара; скорость падения перед ударом о землю.
Эти следы, равно как и основная воронка, должны быть сфотографированы и указаны в протоколе осмотра, где необходимо отразить также вид следа (борозда, вмятина и т.д.), размеры следа (длина, ширина, глубина), расстояние до центра места происшествия (воздушного судна, воронки и т.д.).