общий осмотр

На первом этапе общего осмотра места происшествия определяют границы осмотра, ориентируя его относительно дорожных знаков или каких-либо объектов окружающей обстановки (дома, электроопоры, постройки и т.п.). Производится ориентирующая обзорная и узловая фото- либо видеосъемка. При этом в кадр должны попасть дорожные знаки, сигнальные приборы, обстановка вдоль дороги. Ориентирующую съемку целесообразно вести методом линейной панорамы. Обзорную фотосъемку следует производить более крупным масштабом с нескольких точек, из которых четко видно взаимное расположение транспортных средств на месте происшествия.
Во время общего осмотра места происшествия производится узловая фотосъемка, в процессе которой фотографируются следы транспортного средства (тормозной след), труп, его поза и расположение, другие следы и вещественные доказательства, дорожные знаки и др.

После определения границ места происшествия, фото- и видеосъемки в процессе общего осмотра места ДТП производится общий осмотр обстановки происшествия (дороги, улицы); выясняется степень освещенности пути; осматриваются объекты внешнего окружения, а также дорожные знаки, сигнальные приборы пешеходного перехода; выявляются предметы, имеющие отношение к происшествию.

Во время осмотра участка дороги фиксируются точные его координаты. Если он находится в населенном пункте, указывается название улицы и номер дома, напротив которого он находится. На дорогах вне населенных пунктов отсчитывается расстояние до ближайшего километрового столба, перекрестка дороги или какого-либо населенного пункта. 
Направление дорожного полотна в населенном пункте определяется по расположению улиц, площадей и т.п., а за городом — по населенным пунктам. 

Все элементы дорожного участка измеряются по ширине, а кювет, кроме того, по глубине и наклону откосов. Отмечается наличие и высота бордюра, наличие или отсутствие размеченной осевой линии и ее вид (сплошная, прерывистая), наличие или отсутствие перекрестков и их характер.

В протоколе осмотра места дорожно-транспортного происшествия отражаются сведения о типе дорожного покрытия, его состоянии (сухое, влажное, глинистое, песчаное, наличие выбоин, разрытии), наличии продольного или поперечного наклона пороги и его величине.    
При опрокидывании транспортного средства важное значение приобретает определение радиуса поворота, величины поперечного наклона дороги. Для установления параметров дороги рекомендуется брать необходимые выкопировки планов из компетентных организаций (геотрестов, ДРСУ и т.п.).

Требуется установить условия видимости различных объектов при определенном освещении и расстоянии до них. Следует зафиксировать, какие лампы установлены на столбах уличного освещения; лампы накаливания, люминесцентные лампы дневного света (типа ДС) или ртутные лампы высокого давления (типа ДРЛ), должны браться во внимание такие факторы, как наличие или отсутствие луны, ее фаза.

Если транспортное средство, участвовавшее в аварии, находится на месте происшествия и его электросистема не вышла из строя, то расстояние видимости следует определять включением ближнего и дальнего света фар этого автомобиля. Можно произвести опытные действия по измерению расстояния вдоль улицы или дороги, с которого появляется возможность обнаружения водителем препятствия для движения.
Если дорожно-транспортное происшествие случилось вечером или рассвете, то определение расстояния видимости нужно производить в то же время суток, желательно на второй день после осмотра, но при такой же погоде.

К числу объектов внешнего окружения, которые необходимо фиксировать в протоколе осмотра места происшествия, относятся: дома, деревья и кустарники, километровые знаки, телеграфные и электроосветительные мачты, арки, подъезды, тротуары, остановки трамвая, троллейбуса или автобуса, железнодорожные переезды. Нужно также определять удаление этих объектов от места происшествия. Обязательно подлежат фиксации дорожные знаки, их местонахождение, светофоры или семафоры, шлагбаумы, пешеходные переходы, островки безопасности, состояние краски и расположение разметки; наличие подземного перехода, направление выходов, расстояние их от места происшествия — т.е. все объекты, имеющие отношение к движению в районе ДТП.