особенности осмотра

места ДТП, когда водитель с места происшествия скрылся на автомашине.
В случаях когда водитель скрывается с места происшествия вместе с транспортным средством, основное внимание обращают на следы с тем, чтобы установить вид и модель транспортного средства, а в дальнейшем отождествить его, когда транспортное средство будет обнаружено.

С этой целью следователю необходимо: 

а) изучить следы, оставленные колесами транспортного средства на дорожном покрытии; 
б) изучить следы, возникшие на объектах окружающей обстановки и на потерпевшем при воздействии частей транспортного средства;
в) обнаружить отделившиеся детали, следы горючего и смазки, части груза;
г) получить представление о том какие повреждения могли возникнуть в результате дорожного происшествия на самом транспортном средстве. 
Изучив сведения, полученные от свидетелей и очевидцев, а также следы, обнаруженные на месте происшествия, следователь дает задания работникам уголовного розыска и ГИБДД о преследовании и обнаружении транспортного средства, на котором водитель скрылся с места происшествия.

Для организации этой работы рекомендуется:

1) сообщить работникам уголовного розыска и ГИБДД следующие сведения: предполагаемые вид транспортного средства, модель, окраску, другие признаки, выявленные в ходе осмотра места происшествия и опроса очевидцев;
2) указать, какие повреждения, поломки, деформации, соскобы, царапины, наслоения краски, крови и т.д. могут быть обнаружены на разыскиваемом транспорте;
3) указать наиболее вероятные пути дальнейшего следования транспортного средства с учетом географического положения района и дорожно-транспортной обстановки; 
4) обеспечить проверку транспорта, имеющего признаки, установленные для скрывшегося автомобиля, используя сведения о местонахождении производственных и бытовых предприятий, автобаз, гаражей, учреждений, имеющих транспортные средства, стоянок. 
С целью установления вида, модели и марки транспортного средства измеряются ширина колеи и база автомобиля, ширина беговой дорожки. В зависимости от вида транспортного средства (легковой, грузовой и т.п.) на месте происшествия остаются следы:
  • передних, задних одиночных шин — если это легковой автомобиль,
  • передних одиночных и задних двойных — если автомобиль грузовой,
  • узких передних и широких одиночных задних - если это был колесный трактор,
  • широких одиночных передних и задних — если это грузовой автомобиль повышенной проходимости.
Ширина колеи автомобиля измеряется между центрами одиночных передних или задних следов шин и между центрами промежутков правой и левой пары следов задних шин. 
Следы передних шин часто уничтожаются следами задних. Поэтому для измерения ширины колеи передних шин необходимо пройти по следам транспортного средства в обе стороны от места происшествия (если это возможно) до поворота. В этом месте следы передних шин, как правило, заметны. При объезде выбоин на дорогах они также сохраняются. Если в происшествии участвовал мотоцикл с коляской, то ширина колеи измеряется от центра следа заднего колеса мотоцикла до центра следа колеса коляски.
У трехколесных (грузовых) мотороллеров ширина колеи измеряется между центрами следов задних шин.
Важное значение для установления модели имеет база автомобиля, т.е. расстояние между передней и задней осями. В зависимости от характера следов база определяется различными способами. Наиболее точно она может быть измерена по следам разворота автомобиля с использованием заднего хода: между концами следов передних и задних шин при первой остановке и между концами следов задних и передних шин при второй остановке. При следах «юза» передних и задних колес до полной его остановки база автомобиля измеряется между концами следов «юза» передних и задних колес. Кроме того, базу автомобиля определяется следам стоянки, во время которой образуются ложбинки, проталины, углубления в мягком грунте и т.п.

Для установления модели шины (что даст возможность по справочным таблицам, определить модель транспортного средства) важно зафиксировать форму рисунка протектора.
Для описания в протоколе осмотра места происшествия формы рисунка протектора ограничивается часть следа, равная одному шагу (шаг — это участок протектора, на котором находятся все элементы, определяющие строение рисунка), а на схеме делается его зарисовка. Кроме того, измеряется величина элемента рисунка. При одинаковом рисунке размер его элементов может быть разным.

Изучение следов транспортных средств позволяет решить и иную важную задачу на месте происшествия: установить направление движения транспортного средства в тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия. Существует немало признаков, по которым можно определить направление движения:
  • переезде лужи на большой скорости брызги воды и жидкой грязи летят вперед и в стороны;
  • капли воды из радиатора, масла и других жидкостей, упав при движении, на поверхности дороги имеют вытянутую форму, обращённую узким концом в сторону движения транспортного средства;
  • на мягком грунте ветви растений ломаются в точке переезда. При дальнейшем движении колеса изломанная часть проворачивается в противоположную движению сторону, а концы указывают о направлении движения;
  • при движении по мягкому грунту, особенно на подъеме, на дне следа образуются уступы, пологие стороны которых направлены в сторону движения;
  • на рыхлой почве между углублениями рисунка протектора попадают кусочки земли. В результате вращения колеса с большой скоростью создается центробежная сила, которая отбрасывает их в сторону, противоположную движению;
  • трава под колесами сминается в сторону движения автомашины, а при пробуксовке (особенно на мокром лугу, поле) концы травинок направлены в противоположную движению сторону;
  • при переезде камня он вдавливается в мягкий грунт. Поскольку сила давления на камень вначале действует не сверху, а сбоку, то около вдавленного камня со стороны, противоположной направлению движения образуется ямка;
  • на различном расстоянии могут быть обнаружены отломанные детали транспортного средства, часть груза и т.п. Их обнаружение относительно места наезда и будет направление движения автомобиля;
  • при повреждений окружающих объектов (деревья, столбы, дорожные указатели и т.п.) по форме, механизму образования и направлению следов также можно установить направление движения транспортного средства. Если автомобиль впоследствии разыскан, то появляется возможность идентифицировать его по следам, оставленным на месте происшествия и на окружающих объектах.