сходах подвижного состава с рельсов



Осмотр подвижного состава 

Поскольку наиболее распространенная причина схода с рельсов — неисправность ходовых частей, особенно колесных пар, при осмотрах проверяется состояние деталей колесной пары — оси, ступицы, бандажа или обода (цельнокатанного колеса), гребня, колесного центра с целью определения, явились ли они причиной крушения или возникли в результате крушения.
В колесных парах, первыми сошедших с рельсов, подлежат измерению: 
а) расстояние между внутренними гранями бандажей или ободов цельнокатанных колес с целью определения, не имеется ли отклонений сверх допускаемых (специальным шаблоном);
в) прокат бандажей или обода и износ гребня (абсолютным шаблоном). Кроме того, в подвижном составе проверяется: 
а) состояние и исправность автосцепных приборов (универсальным шаблоном и специальным ломиком); 
б) состояние и крепление тормозного оборудования, а также иных деталей, подвешиваемых к тележке, раме, кузову вагона, падение которых на путь могло вызвать сход подвижного состава;
в) по клеймам на неисправных и изломанных деталях выясняется время, место изготовления, ремонта или освидетельствования. 
Для выяснения технической причины и механизма крушения необходимо использовать данные расшифровки скоростемерной ленты (давление воздуха в тормозной магистрали, скорость, время, путь от различных точек до остановки, точки резкого сопротивления движению поезда, а иногда и какой именно вагон (или локомотив) первым сошел с рельсов. Для расшифровки скоростемерной ленты при необходимости следует привлекать незаинтересованных специалистов локомотивного депо.

Осмотр пути 

При осмотре пути устанавливаются:
а) наличие изломанных и остродефектных рельсов, расширение или сужение пути, перекосов, резких углов, угона или выброски пути и других дефектов, могущих вызвать крушение; 
б) наличие зазоров в стыках рельсов; 
в) состояние кривой, ее направление в плане и по хордам; 
г) пучины, перекосы и просадки.

Осмотр рельсов

Необходимо особое внимание уделять следующему:
а) не изогнуты ли рельсы в горизонтальной или вертикальной плоскости; 
б) имеются ли на головке следы от трения по ней бандажей сошедших колес;
в) имеются ли на головках, шейках и подошвах следы ударов сошедших колес. Осматривая изломанный рельс, нужно выяснить, нет ли данных, указывающих на то, что этот рельс до крушения являлся остродефектным (т.е. имел различные трещины в головке, шейке, подошве, по болтовым отверстиям, а также выколоты части головки или части подошвы). При осмотре рельсов установить и зафиксировать тип рельсы, данные о времени, месте его изготовления и укладки в путь (по маркировке, проставленной на торце и на шейке сбоку рельсы). Наряду с изломанными рельсами подлежат осмотру и прилегающие участки пути для определения общего состояния рельсового хозяйства и качества ухода за ним.

Осмотр шпал и скреплений

Осмотру подлежат:
а) изломанные шпалы для определения их состояния до крушения и поисков в них дефектов, которые могли обусловить крушение;
б) другие шпалы по обоим направлениям от места крушения (выясняются их наличие, качество); 
в) вкладыши, дефектность которых вызывает уширение рельсовой колеи, отбой рельсовых нитей, общее расстройство пути; 
г) при осмотре скреплений проверяются: обеспеченность скреплениями и их состояние, целостность накладок и подкладок, нет ли парно лопнувших накладок, количество и состояние болтов, шурупов и костылей; 
д) имел ли место угон пути до крушения (плотно ли закреплены рельсы противоугонными приспособлениями, каковы их числа в звене и расположение, имеются ли сдвинутые, выкантованные шпалы).

Осмотр стрелочных переводов

При этом необходимо установить, имелись ли:
а) излом остряка, рамного рельса, крестовины (сердечника, усовика); 
б) разрыв контррельсовых болтов; 
в) разъединение стрелочных остряков; 
г) неплотное прилегание остряка к рамному рельсу; 
д) сколы пера, выкрашивание остряка; 
е) понижение остряка против рамного рельса; 
ж) расстояние между рабочим кантом сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса и усовика; 
з) вертикальный износ свыше допускаемого рамных рельсов и сердечников крестовины;
и) уширение и грубые перекосы на стрелочном переводе, углы на переходной кривой; 
к) отклонения от правильного положения передвижных частей стрелочного перевода, которые могли вызвать взрез стрелки. 
Для измерения частей стрелочного перевода используются штангенциркуль, «путеец», уровень, шаблоны, линейки, глубомеры.